Играя, развиваемся

Специалистом Института психологии и образования КФУ создан клуб игротеки настольных игр.

Какой родитель не мечтает вырастить всесторонне развитого ребенка. Но при этом и лишать детей возможности поиграть не хочется. Вот только где найти время и на обучение, и на игры? Не новое, но оригинальное решение проблемы предложила студентка 4 курса Института психологии и образования КФУ,  педагог-организатор Школы юных творцов Арина Пузырева: она создала в казанской школе клуб «Игротеки».

Настольные игры переживают сегодня пик популярности. Прежде всего, это связано с тем, что все устали от обилия интерактивных электронных способов общения, проведения досуга. Настольные игры действительно выдерживают конкуренцию с компьютерами, телевидением, интернетом, потому что играть в них увлекательно и интересно.  В настольной игре совмещается живое общение и тренинг важных личностных качеств. Дети учатся регулировать поведение, прислушиваться к другим, формулировать свою точку зрения, продумывать стратегию, справляться с трудностями, – пояснила Арина.

Основными преимуществами настольных игр является то, что для их проведения не требуется ни специальные игровые площадки  (достаточно просто стола), ни наличие сложного инвентаря (большинство игр уже укомплектованы всеми необходимыми предметами – досками, карточками, фишками, игровыми кубиками и т.п.).

По мнению психологов,  настольные игры выполняют одновременно две функции: развитие мыслительной деятельности и развлечение.

– В самом деле, в процессе игры у детей наблюдается повышенная активность мозга: нужно найти верное решение, продумать следующий ход, выполнить задание. А самое главное – дети, играя, обучаются.

Клуб «Игротеки» Арина создала в частной начальной Школе юных творцов, где она работает педагогом-организатором. Арина пригласила студентов КФУ, чтобы создать команду игротехников.

– Не всегда даже у родителей хватает терпения изучить все правила игры. Поэтому мы командой игротехников вначале сами изучили правила, несколько раз их проиграли, чтобы понять особенности той или иной игры.

Арина  отбирала для игротеки самые детские настольные игры, популярные по всему миру.

Мы следим за новинками, выбирая из огромного многообразия методик и игр те, которые лучше подходят для развития и закрепления навыков и умений, соответствующих возрасту и особенностям детей. Мы умеем «выжимать» из игр и игрушек максимум пользы, расширяя их возможности и возрастной диапазон.

Игры, по словам Арины, должны быть разноплановыми, чтобы способствовать всестороннему развитию малыша.

–  Очень важно соответствие подобного развлечения возрасту и способностям ребенка. Если игра будет для него чрезмерно легкой, малыш в мгновение ока потеряет к ней интерес, если же она, наоборот, будет слишком сложной, то ребенок в нее попросту не станет играть, ни сразу, ни впоследствии. Возрастной диапазон, как и необходимое количество игроков, всегда указан на коробке. Лучший вариант – многоуровневые настольные игры – они позволяют поддерживать к себе интерес долгое время.

Весь игровой процесс сопровождается применением педагогических техник и методик. Это позволяет превратить игру в обучение и тренировку. Педагоги-игротехники помогают детям освоить правила игры, организуют процесс обратной связи между участниками.  Следуя за особенностями детей в группе, педагог-игротехник также может предложить детям специальные психологические настольные игры, которые направлены на решение определенной задачи. Например, снятие тревожности.

Арина уверена, что настольные игры улучшают когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное состояние детей. И если играть не один-два раза в месяц, а регулярно, 2-3 раза в неделю, то будет идти активное развитие стратегического мышления, познавательных способностей и творческого мышления.

Многие “настолки” сами по себе несут мощный познавательный элемент. Ведь каждый игра – это какой-то сюжет, новые знания, новые герои либо знакомые герои в новых ситуациях. И конечно, каждая игра нацелена на то, чтобы включить фантазию ребенка. А фантазия –  тот мощный толчок, который двигает наш интеллект вперед.