Иэн Ментер: «В КФУ разрабатывают модель педагогического образования, основанную на исследованиях»

Почетный профессор Оксфордского университета, Вице-Президент Британской ассоциации педагогических исследований, главный редактор журнала «Review of Education» Иэн Джеймс Ментер — давний коллега и наставник ученых Института психологии и образования  Казанского университета.

Область научных интересов Иена Ментера связана с педагогическим образованием и педагогической деятельностью. Он осуществил ряд международных сравнительных исследований на территории Великобритании, руководил проектами по заказу Шотландского правительства.

Иэн Джеймс Ментер с первого года проведения Форума принимает участие в ежегодной встрече ведущих российских и зарубежных ученых в области педагогического образования, представляя результаты своих многолетних исследований. На VII Международном форуме по педагогическому образованию он расскажет о планировании в нестабильном мире, основанном на ценностях.

Глобальное значение педагогического образования никогда не было столь значимым, как сегодня. В мире, где миграция, неравенство, изменение климата, политические потрясения и раздоры все чаще встречаются на разных континентах и у разных народов, правительства стран и ученые все чаще задумываются о том, какую роль система образования может сыграть в достижении стабильности и управляемом, устойчивом экономическом развитии, — поделился  Иэн Ментер.

С растущим пониманием того, что качество образования очень тесно связано с качеством учителей и преподавания, педагогическое образование стало ключевым моментом в международных дебатах и ​​дискуссиях. Это предположение так же верно и уместно для глобального Юга и Востока, для Северного и Западного миров. Все эти опасения усугубляются воздействием глобальной вирусной пандемии. Перед педагогами, политиками и исследователями стоит множество моральных проблем.

Я предлагаю коллегам рассмотреть исследовательские методологии, которые были применены в педагогическом образовании на основе практических исследований, а также оценить важность использования общепринятых социальных наук и других академических дисциплин.

Профессор также рассмотрит события, происходящие в Казанском университете, где, по его словам, существует глубокая приверженность разработке модели педагогического образования, основанной на исследованиях.

К слову, вхождение КФУ в международные транскультурные научно-исследовательские проекты по исследованиям в области развития педагогического образования произошло благодаря научной интуиции Иэна Ментера, увидевшим потенциал ученых нашего вуза.

Речь шла о включении в компаративное исследование постановки педагогического образования (модель, политика, методы и результаты исследований) в странах Великобритании, России, США, Ирландии, Австралии, Израиля, Японии, Южной Кореи, – уточнила завкафедрой педагогики ИПО КФУ Роза Валеева.

Результаты не заставили себя долго ждать. Уже в 2017 году в научном журнале первого квартиля (Q1) European Journal of Teacher Education была опубликована статья A tale of two countries – forty years on: politics and teacher education in Russia and England («Политика и педагогическое образование в России и Англии за 40 лет»). Это первые результаты совместного исследования ученых Казанского и Оксфордского университетов. В авторский коллектив данной публикации вошли директор Института психологии и образования профессор Айдар Калимуллин, Роза Валеева и Иэн Ментер. В 2018 году на основе исследований была издана международная монография Knowledge, Policy and Practice in Learning to Teach: A Cross-National Study, посвященная теме «Обучение обучению». Глава о подготовке учителей в России в этой книге написана Р.Валеевой и А.Калимуллиным. В декабре 2019 года вышла онлайн-версия Оксфордской энциклопедии по педагогическому образованию, а в марте 2020 Oxford University Press уведомило Розу Валееву   о публикации печатной версии книги, автором главы которой она выступила.

Вклад Ментера в исследования невозможно недооценивать: опыт его многолетних изысканий по проблематике развития и модернизации педагогического образования в разных странах мира, безусловно, очень ценен для формирования наиболее адекватной модели подготовки высококачественных педагогов в России.

Справка

Ментер является членом Академии социальных наук и членом Королевского общества искусств, приглашенным профессором Университет Ноттингема, Ньюман университета, Университета Бирмингема, Бат Спа Университета и Университета Ольстера, а также является адъюнкт-профессором Университета Южного Креста в Австралии.

Иэн Ментер является основателем и главным редактором журнала Британской Ассоциации исследований в области образования «Review of Education» (с 2013 г.), редактором серии Критических руководств для преподавателей педагогических институтов, опубликованных в Critical Publishing. Он является основателем и членом двух британских широких исследовательских групп: TEG (Teacher Education Group) по педагогическому образованию CAPeR-UK (Curricululum, Assessment and Pedagogy Reform across the UK) по исследованию содержания, оценки и реформе образования в Великобритании, а руководимой  Департаментом Образования Университета Оксфорда исследовательской группы по проблемам педагогического образования. Он был также членом руководящей группы для BERA-RSA по исследованию педагогического образования.