Приемная кампания продолжается, и мы продолжаем знакомить с направлениями подготовки в Институте психологии и образования.
Завкафедрой педагогической психологии ИПО КФУ Лариса Баянова рассказала, какие требования нужно предъявлять к себе, чтобы заслужить право учить и воспитывать других и какие программы обучения предлагает Институт психологии и образования для тех, кто мечтает стать психологом образования.
Психолог и педагог относятся к числу наиболее значимых для развития общества профессий.
– Конечно, каждый труд важен для общества, но именно специальность, связанная с психологической поддержкой детей и подростков, представляется одной из ключевых для современности и поэтому, выбрав её как профессию, следует понимать и степень своей идентичности с ней, и меру персональной ответственности. Стать профессионалом в области психологии образования – огромная честь и ответственность для человека, решившего посвятить свою жизнь этому ремеслу как бы пафосно это ни звучало. Каждый день будут возникать ситуации, требующие креативных решений, творческой самоотдачи и вдохновения, – пояснила Лариса Фаритовна.
Профессор отмечает, что среди качеств, которыми должен обладать психолог образования, на первое место выходят высокая духовная организация, чувство ответственности. Также психологи образования должен обладать умением сострадать, сопереживать другому человеку, ему должно быть свойственно владение словом и огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно.
Трудности специальности заключаются, по мнению Ларисы Баяновой, в том, что будущему психологу образования стоит понимать, что избранная работа напрямую связана с общением с людьми, постоянным самообразованием и профессиональным совершенствованием. А это значит, что вполне вероятно, что через какое-то время может произойти эмоциональное выгорание. Психолог образования должен суметь помочь себе справиться с кризисной ситуацией.
Отвечая на вопрос о востребованности специалистов, завкафедрой отметила, что специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса.
— Принято считать, что к психологам родители детей и подростков обращаются по поводу возникающих трудностей: ребенок не хочет учиться, невнимателен на уроке, чрезмерно агрессивен или замкнут, подвержен негативному настроению. Таких детей, которым необходима серьезная психологическая помощь, к счастью, не так много, как иногда представляется. Однако большинству детей, а также взрослых, входящих в ближний круг взаимодействия, – родителей, учителей, воспитателей, необходимо психологическое сопровождение гармоничного и успешного развития.
Для каждого человека важна самореализация и, по мнению психологов, самореализующаяся личность и есть личность счастливая. Зачастую в школе, в детском саду, да и в семье, обучая детей жизненно необходимым навыкам – письму, чтению, предметным компетенциям, взрослые не создают условий для формирования субъектной позиции ребенка, его самостоятельности, уверенности в собственных силах, готовности осуществить выбор и продвигаться в ситуации неопределенности. Это не от нежелания взрослых, а скорее — от отсутствия у взрослых собственного ресурса поддержки детей.
Буквально недавно приняты новые нормативы, предусматривающие количество психологов в учреждениях образования. Если ранее предусматривался один специалист на 500 детей, то теперь предполагается один психолог на 300 детей в школе, и на 200 детей в дошкольных учреждениях. Это существенно увеличивает перспективы трудоустройства психологов в образовании.
Развитие психолого-педагогического образования в настоящее время обусловлено теми требованиями, которые выдвигаются обществом.
– Несмотря на научно-технический прогресс, человек все дальше и дальше уходит от собственной природы. С этим и связано большое количество проблем в самых разных жизненных сферах.
Сама профессия тоже развивается, происходит дифференциация функций у отдельных специалистов психологического профиля, работающего с детьми. И кафедра педагогической психологии Института психологии и образования открывает новые профили магистерских программ для желающих стать педагогами-психологами.
— Так, в 2016 году кафедра осуществила прием в магистратуру «Практическая психология в образовании». В текущем году состоялся первый выпуск магистров, трудоустройство которых определилось уже в период обучения. Прием на базовый профиль практических психологов образования мы сохраняем и в этом году.
В 2017 году для сопровождения успешных, гармонично развивающихся детей и подростков, ориентированных на самореализацию, на кафедре был открыт профиль «Психология и педагогика детско-юношеского спорта».
— Магистратура вызвала интерес у абитуриентов и первая группа специалистов, ориентированных на психологическую поддержку детей в спорте, уже успешно перешла на второй курс. Среди наших обучающихся есть магистранты из разных регионов России. Так, двое поступили из Москвы, поскольку аналогов данного магистерского профиля в российских вузах на сегодня еще не имеется, мы – первые.
В 2019 году на кафедре планируется открытие еще одной новой магистерской программы «Психология инновационного образования и развития детской одаренности». По данной программе предполагается подготовка магистров психологии для лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Открытие новых профилей магистерских программ, связанных с практической психологией поддержки детей в разных условиях образования, является ответом на вызовы современности, где успех ребенка не спонтанен и не случаен, а его надо формировать, развивать и поддерживать.
А это значит, что специалисты в области педагогики и психологии приобретают все большую популярность в различных отраслях.