Формирование системы подготовки и профессионального развития педагогических кадров мирового уровня для поликультурной образо-вательной среды регионов, на основе междисциплинарных исследований образовательного пространства и сетевого взаимодействия

  • Русский

В настоящее время Казанский федеральный университет занимает в предметной области «Образование»: в рейтинге QS – 90 место, в рейтинге ТНЕ – 101-150 место и, таким образом, является единственным российским университетом, представленным в международных рейтингах, проводящим исследования мирового класса и осуществляющим массовую подготовку педагогических кадров. Университет также представлен в основных профессиональных и научных отечественных и международных ассоциациях по педагогическому образованию.

В КФУ сложилась уникальная инфраструктура педагогического образования, предполагающая вариативность входа в педагогическую профессию. КФУ – единственный российский университет, имеющий в своей структуре 3 школы (в том числе один СУНЦ), детский сад, центр повышения квалификации учителей, а также другие площадки для трансфера передовых образовательных технологий, исследований и практико-ориентированной подготовки специалистов. Действуют программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Педагогическое образование», «Филология», «Лингвистика», ориентированные на подготовку кадров, владеющих широкими и глубокими компетенциями в области изучения языков, языкового обучения, билингвального и поликультурного образования. Данные заделы позволяют определять следующие основные направления реализации подпроекта.

Направление 1. «Совершенствование и повышение вариативности системы подготовки педагогов и актуальных исследований в области высшего, общего, начального и дошкольного образования, в том числе на основе междисциплинарного взаимодействия структурных подразделений и внешних партнеров».

Основными ожидаемыми результатами работы по данному станут: формирование региональной многоуровневой системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников с охватом к 2030 году 85% педагогов региона программами мирового уровня; разработка новых программ педагогического образования, направленных на решение экономических и социокультурных задач региона с обучением не менее 200 чел. в год; обеспечение трансляции лучших российских и международных практик подготовки и сопровождения профессионального роста учителей региона с внедрением не мене 2 инноваций в год; будут разработаны новые технологии подготовки педагогических кадров для билингвального и поликультурного образования.

Направление 2. «Внедрение в образовательный процесс современных технологий развития читательской, естественнонаучной, математической и финансовой грамотности, креативного мышления и глобальной компетентности школьников».

Реализация данного направления подпроекта должна способствовать:

  • обеспечению всех педагогических и управленческих кадров общеобразовательных организаций Республики Татарстан компетентностью и учебно-методическими материалами, необходимыми для развития функциональной грамотности школьников;
  • формированию и диссеминации инновационного педагогического опыта в области развития читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления и глобальной компетентности школьников;
  • объединению профессионального и интеллектуального потенциала педагогов в целях повышения качества образования в Республике Татарстан;
  • достижению высоких результатов оценки обучающихся Республики Татарстан в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS, а также их глобальную конкурентоспособность.

Основные ожидаемые результаты: увеличение числа педагогов, обладающих компетентностью в развитии функциональной грамотности школьников и охват программами ПК по данной тематике до 8 000 чел. в год; разработка комплектов учебно-методических материалов, направленных на развитие функциональной грамотности школьников и диагностического инструментария сформированности функциональной грамотности в количестве 4 ед. комплектов; организация образовательных мероприятий в области финансовой грамотности, в том числе на татарском языке с охватом 3 000 чел. в год; разработка комплектов учебно-методических материалов по финансовой грамотности и их реализация на русском и татарском языках для детей, граждан пенсионного возраста, социально уязвимых категорий граждан, экономически активного населения в количестве 4 ед.

Направление 3. «Актуализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки и разработка программ ДПО для работников образования, направленных на формирование профессиональных компетенций по применению цифровых технологий».

Ожидаемые результаты: разработка ОПОП по подготовке педагогических работников, владеющих современными цифровыми технологиями. Планируемые результаты: обучение студентов бакалавриата в количестве от 25 чел. в 2022 году и до 9 000 чел. – в 2030 году; разработка программ ДПО по формированию цифровых компетенций в области робототехники, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и др. сквозных технологий и применению их в образовательном процессе с охватом программами ПК и ПП – 1 000 чел. в год.

Важным направлением станет разработка новой тематики «антропология педагогического образования», связанной с на концептуально-методологическим обоснованием новых подходов к человекоцентричному обучению в условиях современных цифровых и технологических трансформаций.

Направление 4. «Разработка и внедрение комплекса технологий обеспечения поддержки и совершенствования работы образовательных организаций с низкими результатами».

В рамках направления планируется:

  • создать и апробировать технологии комплексной оценки образовательных организаций, функционирующих в сложных социально-экономических условиях, на основе данных;
  • разработать модели формирующего оценивания эффективности школьного образования как способности образовательной организации демонстрировать высокую результативность;
  • разработать и реализовать модель повышения резильентности детей с нарушением речи через призму асинхронизма и диссинхронии когнитивных процессов в генезисе эмоций;
  • разработать и включить в образовательную программу подготовки будущих учителей по направлению 44.03.01 и 44.03.05 (Педагогическое образование) модуль «Феномен образовательной резильентности»;
  • подготовить рекомендации по повышению резильентности для руководителей образовательных организаций и их заместителей, имеющих низкие образовательные результаты;
  • разработать и реализовать программы повышения квалификации работников образования в области повышения резильентности школы на основе данных.
  • организовать проведение адресных онлайн-семинаров по разработке траекторий повышения резильентности образовательных организаций.