В настоящее время Казанский федеральный университет занимает в предметной области «Образование»: в рейтинге QS – 90 место, в рейтинге ТНЕ – 101-150 место и, таким образом, является единственным российским университетом, представленным в международных рейтингах, проводящим исследования мирового класса и осуществляющим массовую подготовку педагогических кадров. Университет также представлен в основных профессиональных и научных отечественных и международных ассоциациях по педагогическому образованию.
В КФУ сложилась уникальная инфраструктура педагогического образования, предполагающая вариативность входа в педагогическую профессию. КФУ – единственный российский университет, имеющий в своей структуре 3 школы (в том числе один СУНЦ), детский сад, центр повышения квалификации учителей, а также другие площадки для трансфера передовых образовательных технологий, исследований и практико-ориентированной подготовки специалистов. Действуют программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Педагогическое образование», «Филология», «Лингвистика», ориентированные на подготовку кадров, владеющих широкими и глубокими компетенциями в области изучения языков, языкового обучения, билингвального и поликультурного образования. Данные заделы позволяют определять следующие основные направления реализации подпроекта.
Направление 1. «Совершенствование и повышение вариативности системы подготовки педагогов и актуальных исследований в области высшего, общего, начального и дошкольного образования, в том числе на основе междисциплинарного взаимодействия структурных подразделений и внешних партнеров».
Основными ожидаемыми результатами работы по данному станут: формирование региональной многоуровневой системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников с охватом к 2030 году 85% педагогов региона программами мирового уровня; разработка новых программ педагогического образования, направленных на решение экономических и социокультурных задач региона с обучением не менее 200 чел. в год; обеспечение трансляции лучших российских и международных практик подготовки и сопровождения профессионального роста учителей региона с внедрением не мене 2 инноваций в год; будут разработаны новые технологии подготовки педагогических кадров для билингвального и поликультурного образования.
Направление 2. «Внедрение в образовательный процесс современных технологий развития читательской, естественнонаучной, математической и финансовой грамотности, креативного мышления и глобальной компетентности школьников».
Реализация данного направления подпроекта должна способствовать:
Основные ожидаемые результаты: увеличение числа педагогов, обладающих компетентностью в развитии функциональной грамотности школьников и охват программами ПК по данной тематике до 8 000 чел. в год; разработка комплектов учебно-методических материалов, направленных на развитие функциональной грамотности школьников и диагностического инструментария сформированности функциональной грамотности в количестве 4 ед. комплектов; организация образовательных мероприятий в области финансовой грамотности, в том числе на татарском языке с охватом 3 000 чел. в год; разработка комплектов учебно-методических материалов по финансовой грамотности и их реализация на русском и татарском языках для детей, граждан пенсионного возраста, социально уязвимых категорий граждан, экономически активного населения в количестве 4 ед.
Направление 3. «Актуализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки и разработка программ ДПО для работников образования, направленных на формирование профессиональных компетенций по применению цифровых технологий».
Ожидаемые результаты: разработка ОПОП по подготовке педагогических работников, владеющих современными цифровыми технологиями. Планируемые результаты: обучение студентов бакалавриата в количестве от 25 чел. в 2022 году и до 9 000 чел. – в 2030 году; разработка программ ДПО по формированию цифровых компетенций в области робототехники, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и др. сквозных технологий и применению их в образовательном процессе с охватом программами ПК и ПП – 1 000 чел. в год.
Важным направлением станет разработка новой тематики «антропология педагогического образования», связанной с на концептуально-методологическим обоснованием новых подходов к человекоцентричному обучению в условиях современных цифровых и технологических трансформаций.
Направление 4. «Разработка и внедрение комплекса технологий обеспечения поддержки и совершенствования работы образовательных организаций с низкими результатами».
В рамках направления планируется: