Эксперты КФУ пояснили, какие учителя нужны региону в первую очередь и что нового появится в программах подготовки с учётом сегодняшней ситуации

Директор Института психологии и образования Казанского федерального университета Айдар Калимуллин считает, что нужно научить студентов создавать цифровые уроки и онлайн-курсы.

– Уже не первый год в Казанском федеральном университете педагогическое направление подготовки пользуется большим спросом у абитуриентов. Так, в прошлом году КФУ был в пятёрке лучших вузов по стране по среднему баллу ЕГЭ у поступающих на педагогическое направление и первым в России среди поступающих на контрактное обучение. В 2019 году конкурс по направлению «Начальное образование и иностранный (английский) язык» составлял 19 человек на место. Уже сейчас мы можем говорить, что средний конкурс по заявлениям на педагогические профили подготовки  – девять человек на одно бюджетное место, – пояснил Айдар Минимансурович.

По его словам, статистика о потребностях республиканских школ такова, что потребность в кадрах только растёт.

– Ситуация с качественными и количественными показателями учителей в области математики, физики, химии и начальных классов достаточна критична.  Если так будет продолжаться, то лет через десять у нас останется несколько хороших школ в Казани и, может, по одной в районе. Проблему надо признать и начать решать. 

А ведь мотивация пойти работать в школу у наших студентов достаточно высокая. И чтобы не пропало желание у них работать в школе – руководители отделов образования, директора школ должны проявлять заинтересованное отношение к молодым педагогам: развивать систему наставничества, учитывать их небольшой педагогический опыт при распределении нагрузки.

Главная проблема, которую выявила ситуация с пандемией практически во всём мире, – это доступ к качественным источникам информации.

– Платформ для дистанта много, но они не систематизированы. Как только появится единая образовательная платформа, мы должны научить студентов на ней работать. И надо это сделать оперативно, чтобы новая волна пандемии не застала нас врасплох.

Директор ИПО КФУ напомнил, что на западе практически  нет дисциплин, которые не обеспечивались бы цифровыми образовательными ресурсами.

– В этом году мы планируем  перевести всем магистерские программы и частично программы бакалавриата на режим смешанного обучения, когда каждый курс будет сопровождаться  и онлайн-ресурсами. Безусловно, это будет удобнее и качественнее для учебного процесса.

На традиционном  республиканском августовском совещании  министр образования и науки Рафис Бурганов в своём отчётном докладе отметил заметное снижение в республике результатов ЕГЭ по предметам естественно-научного цикла – профильной математике, химии, биологии, информатике – глава Минобрнауки связывает именно с тем, что для этих предметов очень важна практическая составляющая при подготовке, а именно этого не хватило выпускникам, вынужденным целую четверть заниматься исключительно дома и самостоятельно.

Ответом на этот вызов современности стало решение руководства института о введении с 1 сентября в институте нового дополнительного модуля, посвящённого, в частности, созданию цифровых уроков и онлайн-курсов.

Также в  качестве наиболее актуальных национальных задач педагогического образования А.Калимуллин обозначил повышение вариативности в освоении профессии учителя; привлечение в профессию талантливых выпускников школ; разработку и распространение лучших практик преподавания из вуза в школу и из школы в вуз; усиление практической составляющей обучения; повышение фундаментальной (предметной) подготовки; психолого-педагогическую подготовленность к работе с различными категориями детей; подготовку к разнообразным условиям профессиональной деятельности; обучение новым технологиям воспитательной работы и социализации детей; формирование межкультурной компетентности будущих учителей и др.

Проректор по внешним связям КФУ Тимирхан  Алишев уверен, что разработка онлайн-курсов и их предложение студентам — действительно необходимо.

–  Даже на уровне баклавриата разработанные онайн-курсы практикуются, в том числе, и в КФУ. У нас сегодня более тысячи онлайн-курсов выложено в нашей системе онлайн-обучения. В университете есть 9 современных студий для записи онлайн-курсов. Так или иначе, онлайн-курсами, разработанными преподавателями КФУ, пользуются все студенты, потому что это является обязательным требованием. КФУ выкладывает свои онлайн-курсы на международной платформе — iTunes U. Сейчас мы ведем переговоры о выходе на платформу Coursera.

Среди изменений, которые планируются в обучении студентов,  – обязательная трансляция и полная запись лекции или практического занятия через корпоративную платформу «Microsoft Teams».

Замдиректора ИПО КФУ Шамиль Шеймарданов уточнил, что среди основных компетенций, которыми снабжаю студентов-будущих педагогов в вузе, стала цифровизация.

– Мы даем полный пакет инструментов нашим студентам: знакомим их не только с методами и технологиями инфосреде, но и выпускаем их готовыми создавать свой собственный продукт, чтобы они могли воспитывать и обучать детей digitalэры.

Международные исследования говорят о том, что Россия находится не в самом завидном положении в рейтингах по общему образованию. И так называемая функциональная грамотность, формирование ее в детях – это первоочередная задача, чтобы вывести в Россию, как указал президент РФ, в десятку лучших систем образования мира. И прежде всего, большая ответственность ложится на учителей начальной школы.

Еще одним направлением нашей работы в новом учебном году стала тема инклюзивного образования. Подготовка учителей ку работе с детьми с особенностями развития поставлена в КФУ на высоком уровне. Тем более, мы сейчас вплотную  занялись работой с детьми с РАС: открываем детский сад «Мы вместе», а значит у мы должны готовить учителя способного учитывать  психолого-педагогические особенности таких деток.