Эксперты КФУ пояснили, что дислексия — это не болезнь

Во всем мире октябрь является месяцем осведомленности о дислексии. Главная задача месячника — привлечь внимание к проблеме и объяснить, как работать с этим расстройством.

«К нарушениям письма и чтения в отечественной логопедии относят пять терминов: алексию, дислексию, аграфию, дисграфию и дизорфографию. В зарубежной литературе все нарушения письменной речи обозначаются как дислексия, — рассказала завкафедрой психологии и педагогики специального образования Анна Ахметзянова. — Дислексия – это трудности в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками. Как итог, человеку с таким расстройством сложнее даются навыки чтения и письма. Дислексия не связана с плохим обучением или низким интеллектом – у нее нейрологическое происхождение».

Понять, как видит текст ребенок-дислекс, поможет симулятор, созданный американским программистом 

Дислексия оказывает влияние на детей и взрослых в их повседневной жизни, начиная с неуверенности в чтении в присутствии сверстников и заканчивая необходимостью справляться с огромным количеством текстовой информации, которая ежедневно заполняет нашу жизнь.

Мировая статистика говорит о том, что признаками дислексии, дисграфии и других трудностей обучения обладают до 30% детей на планете. Своевременная постановка диагноза позволяет справиться с симптомами на ранней стадии и скорректировать дальнейшее саморазвитие.

«Распознать дислексию могут не только специалисты:  логопеды и нейропсихологи, но и учителя начальной школы также могут самостоятельно определить, есть ли у ребенка специфические нарушения письменной речи, например с помощью методики А.Н. Корнева. Ведь ранняя диагностика — это огромная помощь для детей, у которых буквы на белой странице постоянно «прыгают» в разные стороны,  «плывут»,  «смазываются» и «закручиваются». Прочитать обычный текст для ребенка с дислексией очень трубно: он постоянно будет «тормозить», от напряжения у него будет болеть голова».

Как видит текст ребенок-дислекс

При отсутствии диагностики и помощи такие дети автоматически записываются в лодыри и бездарности. Между тем дислексия — не заболевание, а особенность человека.

Со статьей «Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе», написанной Анной Ахметзяновой и Татьяной Артемьевой и посвященной посвященной детям с общим недоразвитием речи, можно ознакомиться в последнем номере журнала «Дефектология».

Исследованием дислексии  занимается и экс-сотрудник Института психологии и образования КФУ, а ныне специалист Университета Йювяскюля (Финляндия) Дарья Ханолайнен. Она рассказала об участии в проекте Neo-PRISM-C, который исследует тему дислексии.

«Целью проекта Neo-PRISM-C является изучение нарушений нервно-психического развития, которые возникают на ранних стадиях развития и приводят к длительным трудностям обучения (например, дислексия). Это позволит разработать и протестировать соответствующие механизмы поддержки», — рассказала Дарья.
Участниками лонгитюдного исследования являются финские дети, родившиеся в 2015 -2016 годах). На протяжении последних четырех лет ученые выявляли различные факторы окружающей среды, которые помогают детям развиваться и приобретать академические умения. Пока ранний возраст участников не позволяет диагностировать дислексию, поэтому важно продолжать данное исследование.
«Несмотря на то, что дислексию невозможно предотвратить или вылечить, люди с дислексией могут достичь функциональной грамотности и общего успеха в жизни. В связи с этим важно понимать, что можно сделать для поддержки развития детей, начиная с дошкольного возраста», — высказала свою точку зрения молодой ученый. Подробнее об ее исследовании можно узнать здесь https://www.jyu.fi/edupsy/fi/tutkimus/hankkeet-projects/vuokko

Наши эксперты уверены, и для логопедов, и для родителей детей с дислексией нужны онлайн-курсы с обратной связью, чтобы в любом регионе к ним мог подключиться родитель или местный специалист.

Кстати, если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом, у него плохой почерк или он путает буквы и пишет их зеркально, то  на сайте Ассоциации дислексии России можно пройти бесплатную онлайн–диагностику для детей с дислексией, дисграфией, дискалькулией и другими трудностями в обучении  https://disleksiya.net/