Во всем мире октябрь является месяцем осведомленности о дислексии. Главная задача месячника — привлечь внимание к проблеме и объяснить, как работать с этим расстройством.
«К нарушениям письма и чтения в отечественной логопедии относят пять терминов: алексию, дислексию, аграфию, дисграфию и дизорфографию. В зарубежной литературе все нарушения письменной речи обозначаются как дислексия, — рассказала завкафедрой психологии и педагогики специального образования Анна Ахметзянова. — Дислексия – это трудности в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками. Как итог, человеку с таким расстройством сложнее даются навыки чтения и письма. Дислексия не связана с плохим обучением или низким интеллектом – у нее нейрологическое происхождение».
Понять, как видит текст ребенок-дислекс, поможет симулятор, созданный американским программистом
Дислексия оказывает влияние на детей и взрослых в их повседневной жизни, начиная с неуверенности в чтении в присутствии сверстников и заканчивая необходимостью справляться с огромным количеством текстовой информации, которая ежедневно заполняет нашу жизнь.
Мировая статистика говорит о том, что признаками дислексии, дисграфии и других трудностей обучения обладают до 30% детей на планете. Своевременная постановка диагноза позволяет справиться с симптомами на ранней стадии и скорректировать дальнейшее саморазвитие.
«Распознать дислексию могут не только специалисты: логопеды и нейропсихологи, но и учителя начальной школы также могут самостоятельно определить, есть ли у ребенка специфические нарушения письменной речи, например с помощью методики А.Н. Корнева. Ведь ранняя диагностика — это огромная помощь для детей, у которых буквы на белой странице постоянно «прыгают» в разные стороны, «плывут», «смазываются» и «закручиваются». Прочитать обычный текст для ребенка с дислексией очень трубно: он постоянно будет «тормозить», от напряжения у него будет болеть голова».
Как видит текст ребенок-дислекс
При отсутствии диагностики и помощи такие дети автоматически записываются в лодыри и бездарности. Между тем дислексия — не заболевание, а особенность человека.
Со статьей «Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе», написанной Анной Ахметзяновой и Татьяной Артемьевой и посвященной посвященной детям с общим недоразвитием речи, можно ознакомиться в последнем номере журнала «Дефектология».
Исследованием дислексии занимается и экс-сотрудник Института психологии и образования КФУ, а ныне специалист Университета Йювяскюля (Финляндия) Дарья Ханолайнен. Она рассказала об участии в проекте Neo-PRISM-C, который исследует тему дислексии.
Наши эксперты уверены, и для логопедов, и для родителей детей с дислексией нужны онлайн-курсы с обратной связью, чтобы в любом регионе к ним мог подключиться родитель или местный специалист.
Кстати, если ваш ребенок испытывает трудности с чтением и письмом, у него плохой почерк или он путает буквы и пишет их зеркально, то на сайте Ассоциации дислексии России можно пройти бесплатную онлайн–диагностику для детей с дислексией, дисграфией, дискалькулией и другими трудностями в обучении https://disleksiya.net/