Эксперты КФУ ответили на вопрос, почему в Китае и на Кубе используют советскую систему образования

Эксперты КФУ ответили на вопрос, почему в Китае и на Кубе используют советскую систему образования
Ученые Казанского университета озадачились вопросом, какие страны используют советскую систему образования. В результате, группа ученых России, Китая и Кубы ведет исследование тенденций развития и современного состояния педагогического образования, продолживших педагогические традиции СССР.
Руководитель проекта – профессор, замдиректора по международной деятельности Института психологии и образования КФУ Роза Валеева. В состав исследовательской группы вошли доктор наук, замдиректора Пекинского педагогического университета Хуан Сонг; завкафедрой общественных и гуманитарных наук Гаванского университета информационных наук Орландо Габриэль Карденас и доцент ИПО КФУ Оксана Вашетина.

— Мы создали группу специалистов из трех стран с тем, чтобы обеспечить разнообразный и многоплановый контекст, на основе которого можно проследить эволюцию педагогического образования на основе советской модели, – пояснила Роза Алексеевна.

Ученые поставили перед собой цель проанализировать и сравнить аспекты педагогического образования в странах, внедривших советскую модель. Опрос проводился с нескольких точек зрения: теоретического, а также истории и контекста.
– Мы проводим обзор состояния знаний с 1950-х годов (когда сотрудничество между СССР, Китаем и Кубой расширилось, оказав огромное влияние на реформу педагогического образования в этих странах) до настоящего времени.

Основные вопросы, на которые ученые совместно ищут ответы: указывает ли исследовательская литература на общие черты педагогического образования в России, Китае и на Кубе не только во время прямого влияния СССР, но и на данном этапе, а также каковы особенности моделей педагогического образования сегодня.
— Исследование посвящено эволюции именно педагогического образования. Но вся особенность такого исследования заключается в том, что изучать развитие педагогического образования без параллельного рассмотрения развития общего образования, неправильно.

Советский опыт имел большое значение в создании новой системы образования на Кубе и в Китае, поскольку это позволило быстро найти оптимальные методы и содержание учебного процесса. Более того, идеологическая и теоретическая близость Советского Союза и Кубы, а также КНР сделала сотрудничество учителей не только целесообразным, но и необходимым.

Завкафедрой общественных и гуманитарных наук Гаванского Университета информационных наук Орландо Габриэль Карденас отметил, что разработанная национальная педагогическая концепция, ставшая базой после революционного триумфа 1 января 1959 года, приняла за основу советскую образовательную модель.
– С 1961 года советская модель образования, ее педагогические теории и способ организации исследований, поиск и создание передового опыта определяются как передовой педагогический опыт, который показал эффективность для целостного и гармоничного формирования личности учащихся.

Орландо Габриэль отметил в своем исследовании основные этапы развития педагогического образования на Кубе. Следует отметить, что наиболее значительным вкладом Советского Союза в развитие кубинской системы высшего образования была подготовка национальных кадров и распространенная практика приема кубинских студентов в советские учебные заведения.
– В 70-е годы шло постоянное совершенствование национальной системы образования, которое направляло кубинскую школу к научному образованию, идеологически обоснованному, с глубоким гуманистическим и революционным смыслом. В конце 1980-х годов кубинское образование достигло высокого уровня систематичности, выраженного в принципах, теориях, научных результатах, в частности методах, моделях, стратегиях, определяющие качество образования, конкурентоспособных по сравнению с самыми передовыми в мире.
Начиная с 1991 года педагогическое образование можно разделить на 3 основных периода:
• С 1991 по 2000 год: борьба за усиление идеологической работы в сфере образования;
• С 2001 по 2011 год: революционные изменения в связи с расширением общей культуры;
• С 2011 года по настоящее время: совершенствование образования на основе актуальных направлений экономической и социальной политики кубинской революции.

Педагогическое образование в эти годы продолжало углубляться в современных идеях универсальной педагогики, с большим акцентом на кубинское педагогическое наследие отцов-основателей страны: Хосе Марти, Хосе Агустин Кабальеро, Феликс Варела, Хосе де ла Лус и Кабальеро, Энрике Хосе Варона.

Орландо Габриэль выделил основные положения системы общего и высшего образования в Республике Куба: бесплатное, научное, общее («Образование для всех на протяжении всей жизни»), единство науки – технологии – инноваций, соответствие социальным и производственным потребностям, поддержка строительства социализма.

Относительно состояния уровня современного образования в целом на Кубе, по оценкам специалистов в области модернизации образования, эта страна в ближайшем будущем может стать не только одной из самых образованных стран Латинской Америки, но и занять лидирующие позиции в мире (Посольство Кубы в Российской Федерации).

– Сегодня на Кубе самый высокий уровень учителей на душу населения в мире, универсальная система начального, среднего и высшего образования – все это является достижениями кубинского образования, для которого советская педагогика оказала огромное влияние. Однако она, как и любая другая, продолжила свое развитие и сегодня это уже вполне самостоятельная система. Однако любой педагог, знакомый с работой советской системы образования, заметит, что влияние советской системы образования до сих пор ощутимо.

По мнению профессора Пекинского педагогического университета Ли Цюн, особую роль в истории развития высшего педагогического образования Китая сыграла система образования СССР. Она оказала на китайское образование такое глубокое влияние, что исследование развития высшего педагогического образования в современном Китае не может быть полным без его сравнения с преобразованиями высшего педагогического образования в России. Однако за последние десятилетия произошли серьезные изменения.

— Различные идеологические, социальные и культурные силы влияли и формировали практику педагогического образования с конца 1990-х годов. Эти заметные изменения включали: от традиционной модели подготовки учителей для увеличения количества учителей к модели педагогического образования с учётом степени и, в последнее время, к лицензированной и аккредитованной профессиональной модели учителя для качественной их подготовки; от закрытой к открытой системе в педагогических институтах, то есть от обычных школ, колледжей или университетов, специально предназначенных для подготовки учителей, до универсальных университетов, которые могут участвовать в педагогическом образовании; структурная трансформация педагогического образования из трехуровневых учреждений в двухуровневую систему, превращение педагогических учебных заведений из среднего образования в высшее; (4) педагогическое образование на этапах подготовки к работе и на рабочем месте было перенесено из двух эксклюзивных подсистем

Один из выводов, сделанных китайскими специалистами при сравнительном анализе образовательных реформ в России и Китае, сводился к тому, что достижения КНР в модернизации образования за последние три десятилетия не в последнюю очередь объясняются успешным применением зарубежного, и главным образом, советского опыта, с одной стороны, и внимательным и критическим отношением к современным российским действиям в сфере образования, с другой стороны.

Исследование еще продолжается, и ученые ожидают, что основные положения и полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии подготовки учителя, при проектировании модели высшего педагогического образования, учитывающего опыт стран-участниц в подготовке учителя.
Полученные научным коллективом результаты будут способствовать выработке инициатив, указов, практик, основанных на реальных и подтвержденных данных, что приведет к успешной реализации программ эффективной подготовки учителей в мире.