Эксперты ИПО КФУ обсудили возможные проблемы восприятия мира у сегодняшних новорожденных

В научном журнале Neonatal nursing  опубликована статья с обсуждением проблемы восприятия мира, где все носят маски, у новорожденных. Авторы опасаются, что у таких младенцев могут возникнуть нарушения в необходимом им механизме привязанности, которые позже скажутся на их здоровье и развитии.

COVID-19 изменил способ ухода за новорожденными в неонатальных условиях из-за введения социального дистанцирования и ношения масок для лица, чтобы ограничить распространение инфекции. Существуют потенциальные последствия, связанные с нормальным развитием связей и связей с другими, – говорят авторы статьи.

Эксперты Института психологии и образования КФУ дали оценку, насколько ношение маски может потенциально повлиять на общение с ребенком, уменьшит ли личное взаимодействие и реляционное общение.

Ассистент кафедры дошкольного образования  Арсений  Рафф-Ганачевский считает, что факт, что только что родившийся ребенок, не получающий достаточного тесного контакта из-за дистанцирования и соблюдения противоэпидемиологических мер, может столкнуться с проблемами в будущем, надуман:

– Я не думаю, что на новорожденного может повлиять в будущем то, что окружающие его люди носят маски. Не думаю, что при тесном контакте матери с ребенком в домашней обстановке мать будет постоянно носить маску. Да и на младенца до определенного возраста окружающие люди не оказывают столь сильного влияния, как мать. Я не думаю, что маски могут привести к проблемам из серии материнской депривации и нарушений эмоционального интеллекта в будущем даже у детей с ментальными нарушениями. Самое главное, чтобы младенец чувствовал материнское тепло, был почаще с матерью, слышал, видел, чувствовал ее. 

Необходимосоздать максимально комфортные условия для развития ребенка в этот период, уверен доцент кафедры клинической психологии и психологии личности  Института психологии и образования КФУ Руслан Хакимзянов:

– В домашних условиях ношение масок дома не обязательно. Помимо визуального  контакта ребенок устанавливает также тактильный, эмоциональный контакт со взрослыми. Так что коммуникации с близким кругом окружения идут привычным образом, и социализация ребенка в этот период не нарушена.

Но важно учитывать преддиспозиции ребенка при рождении. Например, ребенок рождается с преддиспозицией экстравертированного  темперамента. Этому ребенку важно общаться с родными, близкими. А ему создают  тепличные условия – оберегают, лишают внимания бабушек и дедушек, сводят в минимуму прикосновения. И его преддиспозия нарушается, от чего он плачет. Но от нехватки эмоций, а не от ношения маски. Поэтому переживать, что восприятие ребёнком действительности может быть нарушено  из-за масочного режима, полный бред.

Обязательным условием при общении с ребенком является близкий контакт, полагает доцент кафедры дошкольного образования ИПО КФУ Светлана Башинова:

Вспоминаются события домасочной эры. В детский сад поступили девочки, чья семья приехала в Казань из Афганистана. Прошел период адаптации, и психолог попросила нарисовать их человека. Так вот на картинке был изображен лишь  абрис женщины, полностью в черном. А на лице через прорези смотрели черные глаза. Будь это российский ребенок, психологи бы всполошились, озабоченные состоянием девочки. Но, учитывая  культурные традиции и воспитание, стало понятно, что для девочки подобный рисунок норма.

Обязательным условием при общении с ребенком является близкий контакт, ребенок должен видеть рот говорящего человека, чтобы правильно воспроизвести все услышанное. Так что длительная изоляция ничего хорошего нам не принесет. Но  ребенок слышит голоса близких, чувствует их тепло и то, что дома спокойный эмоциональный фон.  Самое главное для мамочек – сохранять свое спокойствие. Отвлечься от всей негативной информации и направить внимание только на своего ребенка.