Эксперты ИПО КФУ дали свою оценку складывающимся экосистемных отношениям в образовании

Ученые Института психологии и образования Казанского университета приняли участие в  работе Международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и  ресурс развития», завершившейся на днях в  Томске.

Конференция стала завершающим событием проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее», реализованного в партнерстве с 18 российскими университетами по поручению Министерства науки и высшего образования России.

На конференции были представлены результаты социологических опросов и исследований на основе анализа больших данных ситуации с качеством образования в период пандемии и рекомендации по изменению системы управления качеством высшего образования.

Директор ИПО КФУ Айдар Калимуллин, замдиректора по образовательной деятельности Алмаз Галимов, завкафедрой педагогики ИПО КФУ Роза Валеева приняли участие в работе конференции и поделились с участникаминаучными исследованиями и опытом педагогического образования КФУ.

Выступая в рамках трека «Образовательные экосистемы: анализ прецедентов становления экосистемных отношений в российском образовании в контексте новых представлений о качестве» директор ИПО КФУ Айдар Калимуллин рассказал о российских исследованиях в области образования на основе анализа платформы Scival.

О перспективных  междисциплинарных исследованиях в образовании и  приоритетах в исследовании Казанского федерального университета рассказал собравшимся заместитель директора по образовательной деятельности ИПО КФУ Алмаз Галимов.

Во время заседания круглого стола «Научные исследования как ресурс повышения качества педагогического образования: экосистемное измерение» Роза Алексеевна поделилась информацией о международных  трендах в исследованиях педагогического образования. Она, в частности, раскрыла семь основных мировых трендов исследования педагогического образования. Это университизация педагогического образования, исследовательски ориентированный подход в подготовке учителя, школьно-университетское партнерство в педагогическом образовании, повышение роли стандартов педагогического образования в соответствующей стране, технологии и коммуникации — влияние цифровизации на развитие педагогического образования, непрерывность педагогического образования, система управления педагогическим образованием в соответствующей стране.

Профессором Казанского университета был представлен опыт Казанского федерального университета по организации международного сотрудничества и организации исследований с нашими зарубежными партнерами.

Пандемия COVID-19 выявила и обострила множество вызовов системы образования. Последние два года исследовательские группы и экспертное сообщество были включены в анализ проблемной ситуации с вынужденным переходом на дистант и выработку мер комплексного характера по всем базовым и вспомогательным процессам управления образованием. Исследования показали, что, с одной стороны, система образования выдержала стресс-тест и смогла в короткие сроки перестроиться в целом ряде сегментов, с другой стороны, ситуация обнажила острые институциональные проблемы сложившейся образовательной практики и управления.

Одной из проблемных зон является неготовность субъектов системы к горизонтальным коммуникациям, внеучрежденческой, межуровневой и межведомственной кооперации. При этом именно в период пандемии особенно проявился потенциал складывающихся экосистемных отношений в образовании и социально-экономической среде как возможность существенной перестройки образовательного контента и форм преподавания, расширения представлений о качестве образовательных результатов и способах их достижения, усиления роли инициативных групп и неформальных сообществ в решении актуальных задач образования и управлении стратегическим развитием.

Конференция «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» дала возможность провести профессиональное обсуждение и научно-методическое обоснование управленческих действий на национальном, региональном и отраслевом уровнях по развитию качества образования в условиях становления экосистемных отношений между субъектами образования и представителями других сфер, — сошлись в оценке проведенного мероприятия эксперты Казанского университета.