Эксперт КФУ: «Суеверность среди студентов – психический феномен»

Доцент кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ  Ильдар Абитов рассказал о своем  исследовании, посвященном выявлению особенностей проявления иррационального мышления среди молодежи («Суеверность и вера в паранормальное у русских и татарских студентов»). Соавторами статьи выступили магистр 2-го года обучения Резеда Акбирова, психолог Казанского высшего танкового командного ураснознаменного училища Лейсан Сибгатуллина, доцент КНИТУ-КХТИ Инна Городецкая.

Социологические исследования, проведенные за последние 10 лет, указывают на то, что большая часть населения (различных его групп) верят в сверхъестественное, соблюдают различные ритуалы, обращаются за помощью к магам, предсказателям и экстрасенсам.

А вот распространено ли это явление  среди молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, и каковы различия в суеверности между представителями национальных групп, проживающими на одной территории, попытались выяснить в Казанском университете.

– Результаты социологических опросов, проведенных в течение последних 5 лет среди представителей различных групп населения России, свидетельствуют о том, что большая часть населения верит в паранормальные явления (колдовство, ясновидение), астрологические прогнозы, сверхъественных существ и обращается за помощью к экстрасенсам, гадалкам и магам, –  пояснил Ильдар Равильевич. – Нам интересно было узнать, насколько выражена суеверность и отдельные компоненты веры в паранормальное  у русских и татарских студентов.

В качестве испытуемых выступили 204 (97 – татар, 107 – русских) студента–бакалавра, обучающихся в Казанском, Новосибирском государственном педагогическом, Чувашском государственном и Ярославском государственном университетах.

Результаты исследования указывают на то, что студенты-татары более привержены догматам традиционных религий (ислама) о существовании бога, рая и ада, дьявола, чем русские студенты.

–  Более выраженная религиозность татар может быть связана с условиями, в которых на протяжении последних 450 лет существовал татарский этнос – условиях соседства с господствующей христианской культурой, при необходимости сохранить религиозные традиции в данных условиях, – пояснил Ильдар Равильевич. –  Различия, обнаруженные между исследуемыми группами, указывают на то, что студенты–татары в стрессовой ситуации чаще русских студентов сознательно сдерживают эмоции и стремятся минимизировать их влияние на оценку ситуации и выбор стратегии поведения. Признают свою роль в возникновении проблемы и берут на себя ответственность за ее разрешение, чаще прибегают к самокритике, а также более склонны преодолевать негативные эмоции, переосмысливая ситуацию в положительном ключе и рассматривая ее, как стимул для личностного роста.

По мнению психолога, данные различия могут быть связаны со спецификой татарской культуры, которая претерпела значительное влияние исламских традиций в соответствии с которыми особая ценность придается терпению, способности переносить трудности и видеть в них пользу, возможность для сближения с богом и искупления грехов.

В обеих исследуемых группах показатели веры в паранормальное тесно взаимосвязаны друг с другом. Это может говорить о единой природе всех верований, диагностируемых с помощью «Шкала веры в паранормальное» Дж. Тобасика.

– Любопытно то, что показатели традиционной религиозной веры связаны значимыми прямыми связями с показателями других верований: в спиритизм, в колдовство, в предсказания, в пси-способности, в суеверия. Хотя данные типы верований порицаются в таких традиционных религиях как христианство и ислам. Это подтверждает наше предположение о том, что религиозная вера и вера в паранормальное не противопоставленные друг другу явления, а частные случаи проявления психологического феномена веры.

В группе русских студентов вера в справедливость мира связана прямой связью с традиционной религиозной верой, верой в колдовство и в предсказания. Чем более выражены у русских студентов вера в паранормальное, тем чаще они уклоняются от решения проблем, используя отвлечение, фантазирование, уход в сон.

Эта взаимосвязь может быть обусловлена тем, что вера в паранормальное и уклонение от решения проблем являются различными проявлениями одного и того же явления, экстернального локуса контроля, который на когнитивном уровне может проявляться в виде перекладывания ответственности на сверхъестественные силы, а в поведении – в виде отказа от активных конструктивных действий, направленных на разрешение проблемы, замена их на замещающие действия или действия «в фантазии».

В любом случае, полагает психолог, по итогам проведенного исследования можно отметить, что суеверность в обеих исследуемых группах молодежи связана с попыткой противостоять проблемной ситуации, уклониться от решения проблем и переосмыслить  произошедшее.

Авторы отмечают, что различия в суеверности и вере в сверхъестественное между татарами и русскими не такие уж и большие. Представители обеих национальностей в равной степени склонны верить в колдовство, астрологические прогнозы, пси-способности (телекинез, левитацию, телепатию). А это значит, что на суеверность влияют в большей степени не национальные традиции, а культура, в которой живут и развиваются современные студенты