Эксперт КФУ пояснил, почему ‘родительский’ язык развивает мозг ребенка

Еще в 1977 году лингвист из Гарварда Кэтрин Сноу писала:  «Освоение языка – это результат процесса взаимодействия между ребёнком и матерью, который начинается еще в раннем возрасте». И вот спустя 40 лет научные изыскания дают основание предположить, что развитие мозга напрямую связано с социальным взаимодействием.

В 2019 году ученые из Вашингтонского университета выяснили, что родители, хорошо информированные о позитивном эффекте «родительского» языка, который он оказывает на развитие детей, чаще использовали этот его в общении со своими детьми. Ученые также установили, что дети, с которыми взрослые общались на «родительском» языке, в дальнейшем демонстрировали лучшие языковые навыки. По итогам нового исследования, опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые предположили, что «родительский» язык играет для маленьких детей роль некоего «социального якоря» – высокий тон и замедленные темп речи как бы приглашают ребенка к социальному взаимодействию.

Эксперт Казанского университета, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования  Евгения Шишова пояснила, почему «родительский» язык развивает мозг ребенка.

Речь, адресованную ребенку (упрощенная грамматика и простые слова, растянутые слоги), психолингвисты называют «нянькиным» или «родительским» языком – это особая манера речи, призванная привлечь внимание маленького ребенка. На нем говорят по всему миру. Взрослые переходят на «родительский», общаясь с детьми, практически не задумываясь об этом.

Исследования подтверждают, что именно к такой речи дети наиболее восприимчивы (исследования младенцев и детей раннего возраста, 2007 г.). Так вербальная стимуляция со стороны родителей в сочетании с теплым и позитивным стилем родительской речи будет позитивно влиять на развитие ребенка.

В настоящее время, по словам эксперта КФУ, многочисленные исследования посвящены проблеме влияния «родительского» языка на когнитивное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребенка.

Мы говорим об исследованиях, направленных на изучение роли взрослого в развитии ребенка и влиянию этих процессов на речевое развитие ребенка.

Анализ работ, связанных с исследуемой проблемой, подчеркивает доцент КФУ, позволяет предположить, что существует несколько подходов к влиянию «родительского» языка на когнитивное и языковое развитие ребенка.

Некоторые психолингвисты не отрицают существенную роль родителей в успешности овладения языком. Однако отмечают, что если потребность в речевой практике не удовлетворяется, то ребенок становится не способным усвоить язык в достаточном объеме, а невнимание к грамматическим ошибкам в речи детей, сюсюканье, негативно влияет на речевое развитие детей и может способствовать возникновению логопедических проблем. Другие исследователи подтвердили позитивное влияние «родительского» языка на психическое развитие, отмечая, что оно способствует не только речевому, но и познавательному развитию ребенка.

Однако важно помнить, что есть своя специфика роли взрослого на разных этапах развития ребенка. Так, «родительский язык» будет эффективным только до трех лет. Это связано с тем, что ранний детский возраст (1-3 года) является сензитивным периодом для развития речи. Формирование активной речи в этот период служит основой для всего психического развития ребенка.

Родительский язык, этот специальный мостик для детей на пути к вербальному общению  – не просто способ учить язык. Он помогает сформировать и поддерживать способность ребенка думать.

– Речевой сигнал – это стимул, активирующий мозг ребенка, а без речевых сигналов не развивается мышление, – резюмирует эксперт.