Эксперт КФУ о психологии религии

Как человек становится верующим и почему Юнг считал, что у психолога и священника существует некоторая общность функций, рассказала доцент кафедры общей психологии ИПО КФУ Марина Валиуллина.

Большинство людей на земле имеют отношение к одному из религиозных направлений: кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но люди верят в существование высшей силы. Психология как современная наука не дает оценки, есть высший разум или его нет. Она принимает факт, что есть верующие люди, и изучает сознание  религиозных людей (как оно формируется и какие факторы на него влияют),  мышление и их поведение.

Как человек становится верующим и почему Юнг считал, что у психолога и священника существует некоторая общность функций, рассказала доцент кафедры общей психологии ИПО КФУ Марина Валиуллина.

Для начала стоит определить, что мы вкладываем в понимание «психологии религии». Это научная дисциплина, исследую­щая совокупность различного рода психических явлений как в жизни индивида, так и в жизни коллектива, связанных с религией.

Если говорить о психологии светской, где рассматриваются разнообразные сферы жизни человека, касающиеся его обыденной жизни (взаимоотношения людей между собой,  внутренние конфликты, личностный рост, особенности физического состояния, переживания) психология религии рассматривает социально-психологические  связи в контексте веры в высшие силы. То, что люди называют по-разному в зависимости от вероисповедания: Бог, Аллах, Христос, Будда.

Психология религии обладает очень специфической чертой: в отличие от других психологических направлений здесь затрагивается сфера жизни огромного количества людей.

По мнению психолога, социально-экономический и политический кризис, пере­живаемый в 90-е годы в России, негативным обра­зом повлиял на морально-психическое состояние общества.

В психологическом плане такая ситуация нашла выраже­ние в постоянном физическом и духовном напряжении, со­стоянии стресса, фрустрации, чувстве социальной незащи­щенности. Что, в свою очередь, вызвало поведенческую дезадаптацию, деформацию человеческой личности (неврозы, пси­хопатии) и, как следствие, привело к компенсаторно-иллюзорным формам поведения, таким как алкоголизм, наркомания и др. Произошел в это время и всплеск религиозной активности.

Психологи пытаются понять, как человек становится верующим.

—  В психологии существует много разных мнений  по поводу того, почему  люди  приходят в веру. Может быть,  ребенок воспитывается в религиозной семье. Чаще других приходят к богу, когда появляется какая-то очень трудная ситуация, связанная со здоровьем, проблемами близких людей, когда человек теряет надежду на светскую помощь.

В 1927 году Фрейд утверждал: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе». Так что по Фрейду религиозность призвана примирить человека с явлениями, которыми он не может управлять; уменьшить страх смерти;  примирить нас с несправедливостью социума.

Психолог обратил внимание и на этимологию слова «религия».

«Религия» состоит из двух частей:   + ligare «вязать; связывать» и re- «обратно; опять, снова». Таким образом, получается, что  религия подразумевает установление утерянной когда-то связи с богом.

Кстати,  еще К. Юнг указывал на некоторую общность функций психолога и священника. На Западе рождение практики психологической помощи совпадает по времени с массовым отходом людей от Церкви: психология стала замещать и подменять трансцендентный аспект жизни человека.

Психотерапия по своему предназначению есть душевная помощь человеку в страдании, поэтому главный ее познавательный интерес состоит в том, чтобы понять тайну человеческого преодоления страдания. Именно в этом пункте сходятся психотерапия и религия, психотерапия и молитва.

Психолог КФУ пояснил и ситуацию, почему некоторые ученые считают верующих  людей психологически ненормальными.

Мэтры психологии (Фрейд, Юнг, Персингер, Рамачандран) сравнивали  религию с неврозами. Это понятно и объяснимо:  страдающие люди чаще склонны искать утешение в религии. Невротик  — человек, при которых он себя спокойно чувствует. Религия – это прямой ответ на иррациональные потребности невротика. В рамках религии он может отчасти, а может и полностью решить свои проблемы, благодаря нормам и догмам, существующим там.  Сама по себе религия не является исключительно мировоззрением невротика. Но мировоззрение невротика – это чистой воды религия. Парадокс заключается в том, что и религия сама может невротизировать человека.

В любом случае, подчеркивает психолог КФУ, здоровая личность сама строит своё будущее, а не пытается его угадать.

Таким образом, психологи,  не затрагивая философские вопросы о существовании Бога, помогают решить те психологические конфликты, которые могут возникнуть у верующих той или иной конфессии.

Психология религии ищет эффективные средства воспитания и укрепления религиозности, учит использовать священнослужителей данные психологии в своей деятельности, а также помогает человеку в его гармоничном и целостном развитии.

Так что я не думаю, что религия и психология не совместимы… Они как две дороги, которые  идут то параллельно, то пересекаются, то сливаются в одну широкую.