Эксперт КФУ: «Есть четыре причины, по которым ребенок может стать «колумбайнером»

На этой неделе в СМИ прошла информация, что задержан подросток, который готовил массовое убийство в одной из школ Кировской области из-за конфликта со сверстниками.

Доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ Инна Кротова назвала причины, по которым ребенок может дойти до «колумбайна» и объяснила, почему подростки делают культ из американских стрелков.

Напомним, что 20 апреля 1999 года Дилан Клиболд и его друг Эрик Харрис устроили массовый расстрел своих одноклассников и учителей в школе «Колумбайн» в штате Колорадо. Они ранили 37 человек, 13 из которых скончались. После этого подростки покончили с собой.

Эта трагедия получила широкий резонанс, и долгое время в США велись споры об ужесточении контроля за Интернетом, продажей оружия, а также о возможном вреде психотропных веществ, компьютерных игр и рок-музыки. Общенациональное внимание к инциденту привело к тому, что у подростков-агрессоров появились последователи. Они стали называть себя «колумбайнерами».

Фанаты американских стрелков появились и в России.

Замруководителя управления противодействия экстремизму МВД Владимир Макаров рассказал, что с  начала этого года несовершеннолетних, причисляющих себя к движению «колумбайнеров» вычислили в Адыгее, Татарстане, Забайкальском, Красноярском и Хабаровском краях, Ненецком автономном округе, Кировской, Смоленской и Свердловской областях.

Стоит отметить, что прошлом году в России произошло несколько резонансных случаев нападений на школьников, студентов колледжей и педагогов в стенах учебных учреждений. Атаки осуществили их сверстники. Речь идет о нападениях в Перми, Улан-Удэ, Вольске, Стерлитамаке, Самаре, Казани.  Самая страшная трагедия произошла 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже, где 18-летний студент четвертого курса подорвал самодельную бомбу в столовой учебного заведении и расстрелял учащихся и преподавателей.

То, что такие, как «керченский стрелок», имеют своих поклонников среди ровесников, объясняется просто, говорит психолог КФУ:

– Они олицетворяют для несовершеннолетних образ неких бунтарей, борцов с системой, тех, кто осмелился дать отпор своим обидчикам. Школа для многих — источник стресса: перед подростком стоят проблемы с отношениями с одноклассниками, поиском своего места и неким позиционированием себя в социуме.

Подростковый возраст ассоциируется со сложностями – молодежь так и тянет к запретным и ярким темам. Тинэйджеры наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Происходит громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство и тут же срабатывает Синдром Вертера, что вызывает волну подражательных поступков у сверстников. Среди «копипастов» еще одно явление – скулшутинг.

— Скулшутинг  (вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения) становится яркой демонстрацией своих намерений на решение имеющихся у подростка проблем, это проявление  допустимости того, что  в обществе считается недопустимым и недозволенным.

Что же происходит с детьми, почему они берут в руки оружие и идут расстреливать одноклассников?

— Для того чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов. Катализатором может стать любой перекос – стресс любого вида.

Но подражателями становятся лишь подростки с неразвитой эмоционально-волевой сферой.

– На одном из этапов онтогенеза ребенок должен понять, кто сильнее: он или среда. Поэтому, если трехлетний ребенок, на просьбу матери остановиться, бежит – это нормально.  Если на этом этапе своего развития ребенок не увидит своей силы над ситуацией, над принятием решения,  то он всю свою жизнь будет себе доказывать это, например, занимаясь экстремальными видами спорта – в лучшем случае.

Еще одной причиной, способной подтолкнуть подростка стать «колумбайнером», по мнению психолога становится  «окно Овертона» – механизм, который позволяет менять общественное сознание: то есть  в сознание самого высокоморального общества можно насадить любую идею и изменить рамки нормальности.

– Даже во времена «казанского синдрома», в неспокойные 80-90-ые, ни один даже самый отчаянный гопник никогда бы не совершил нападения на учителей, не расстрелял одноклассников или готовился к теракту в школе.  Какими бы в 80-90 годы хулиганами не росли подростки – даже в голову не приходила такая мысль! Это было табу! Потому что существовали  моральные и этические нормы, была грань, за которую никогда переходить нельзя.

Российское правительство, а вслед за ним телевидение и кинематограф такие «опасные» темы старается не делать объектом детального обсуждения. И зерно правды в этих суждениях действительно есть – грань между простым информированием и рекламированием прозрачна…

Появившиеся в 2000-е  в жизни и в СМИ колумбайнеры расширили границы допустимого: от абсолютной недопустимости  — уничтожению чужой жизни  — к приближающейся норме — превращая убийства в обыденность.

– И вот когда сходятся яркие эмоции переходного периода, стрессовая ситуация, которой не удается управлять  (вражда, конфликт),  неразвитая эмоционально-волевая сфера ребенка, открытое «окно Овертона» и желание демонстрации собственной силы —  и происходит взрыв.

В качестве рекомендации психолог напомнил о массовой трансляции информации о терпимом отношении к людям, об уменьшении пропаганды жестокости и агрессии.

—Если мы говорим об эмоционально-волевой сфере, то родителям нужно быть внимательными и следить, чтобы у ребенка не возникало желания и потребности демонстрировать свою значимость через агрессию.