Эксперт ИПО: Люди не остаются неподвижными на сессии LEGO Serious Play

В Институте психологии и образования КФУ на кафедре педагогики высшей школы прошел  семинар, где преподаватели познакомились  с методологией Lego Serious Play.

Наш собеседник, доцент кафедры педагогики высшей школы Инна Голованова, выступавшая фасилитатором сессии, пояснила, что хотела по-настоящему помочь участникам по-новому посмотреть на привычные вещи.

Lego Serious Play или, сокращённо, LSP — это необычный и пока еще не очень распространённый метод игрового моделирования (или – фасилитации), — прокомментировала Инна Игоревна.  — Метод является в первую очередь методом моделирования неосязаемых идей и скрытых знаний участников, позволяет перевернуть взгляд участников на привычные ситуации и проблемы, найти новые идеи для решения поставленных задач и вовлечь участников в живой процесс обсуждения важных вопросов.

Говоря простым и понятным языком, «фасилитация» – это организация и проведение эффективных встреч, где критерием эффективности является достижение поставленной цели встречи в определённые для этой встречи сроки.

Это радикально новый и инновационный процесс, созданный для повышения  эффективности обучения, — продолжила  Инна Голованова. — Метод фасилитации диалога, мышления и процесса  нахождения решений, который помогает в реальном времени  найти решение актуальной проблемы для личности и группы.


Для справки

Метод LEGO Serious Play (LSP) разработан в начале 90-х годов президентом компании LEGO Group (Дания) Кьеллем Кирком Кристиансеном. Кристиансен предложил использовать производимый LEGO детский конструктор при проведении совещаний с целью вовлечения сотрудников в генерацию инновационных идей для развития компании.

Метод LSP заключается в том, что в ходе сессии участники метафорически, при помощи кирпичиков LEGO, отвечают на вопросы, связанные с их проектами, бизнес-моделями, командой и стратегией развития.

Уже несколько десятилетий метод используется преподавателями, тренерами, коучами, руководителями и предпринимателями для проведения различного рода стратегических сессий. Методология позволяет командам работать с серьезными комплексными проблемами увлекательным образом («LEGO» происходит от датского словосочетания leg godt, что означает «играть с увлечением»).


Отвечая на поставленные фасилитатором вопросы: Что именно будет являться результатом научной деятельности? Что будет являться количественными и качественными показателями результативности?  Взаимодействие с какими образовательными организациями усилит результативность исследований? Какие способы взаимодействия наиболее эффективны? – преподаватели кафедры определили шаги, которые необходимо сделать для повышения международной конкурентоспособности научных исследований кафедры ПВШ.

Проведенный семинар, с одной стороны, стал полезен для педагогов как вариант занятия для студентов, а с другой стороны, при помощи этой методики мы пытались создать модель эффективной научно-исследовательской деятельности кафедры педагогики высшей школы для повышения международной конкурентоспособности исследований и разработать план ключевых действий.

Ассистент кафедры Максим Грунис отметил, что метод не только упростил  поиск причинно-следственных связей  в обсуждаемом вопросе, помог осмыслить ситуацию, но и вовлек всех участников кафедры в обсуждение.

—  Во время обычных заседаний кафедры не часто бывает такая включенность в процесс обсуждения. Ты делаешь доклад, а коллеги могут отвлечься на свои дела. А здесь в дружелюбной атмосфере я услышал выступления своих коллег: полное, насыщенное, информативное, узнал, кто какое исследование проводит и на каком этапе сейчас находится. Обсуждая, надеюсь, мы не трактовали и не оценивали их модели, а помогали осмыслить про себя как можно больше, да и сам я перенял от коллег наиболее удачные идеи.

 

Метод LEGO Serious Play, по мнению доцента, позволил осмыслить, усовершенствовать, понять, взглянуть по-новому и на свои исследования, и на научно-исследовательскую деятельность коллег.

Когда на основе индивидуальных моделей мы построили общую модель «Научно-исследовательской деятельности кафедры ПВШ», преподаватели смогли увидеть, что больше интересует их коллег, на чем еще можно сфокусировать свое внимание и аспирантов при работе над исследованием. Как сказали участники семинара, игра как бы позволила «вытащить» из головы знания, о наличии которых мы даже не подозревали.