Ученые КФУ провели научную и педагогическую экспертизу интернет-сервиса Яндекс.Учебник.
Сегодня «цифра» активно входит в систему образования. Казанский университет активно участвует в этих процессах: помимо уже существующих лаборатории проектирования цифровых образовательных сред и студии записи онлайн-курсов JALINGA STUDIO, и планируемого к открытию научно-образовательного центра цифровых образовательных технологий EduTech КФУ выступает площадкой для экспертизы многих платформ, в числе которых, например, Smart University Корпоративного университета МТС и Яндекс.Учебник.
Напомним, что Яндекс развивает образовательные проекты более 10 лет. В настоящее время на Яндексе широко внедряется и начинает активно использоваться учителями платформа электронных учебников для начальной школы — Яндекс.Учебник — поскольку это экономит время на подготовку к занятию, проверку домашних и контрольных работ, диагностику проблем. Учебники представлены для 2-4 классов.
Платформа доступна, легка в использовании и совершенно бесплатна. Учитель имеет возможность выбирать задания по своему усмотрению, а ученики могут их выполнять как в классе, так и дома.
Яндекс.Учебник появился в начале 2018/2019 учебного года. За это время им воспользовались около 600 тысяч школьников. Сервис работает в 37 тысячах классов в 79 регионах России. С 25 регионами организована системная работа. За 2019 год совместно с регионами-партнерами обучение новым навыкам прошло около 11 тысяч учителей.
В ближайшие три года компания планирует довести количество предметов, доступных в Яндекс.Учебнике, до десяти. Список пополнят естественно-научные дисциплины, иностранные языки и информатика. Русским языком и математикой по Яндекс.Учебнику смогут заниматься школьники из всех классов, от первого до выпускного.
Разработчики заинтересованы в получении обратной связи — информация о качестве работы программы позволит улучшить её. Экспертизу Яндекс.Учебник провела в Институте психологии и образования КФУ кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ИПО КФУ Эльвира Сабирова.
— Яндекс.Учебник разработан с учетом образовательных стандартов для начальной школы, — рассказала эксперт КФУ. — Сервис помогает учителю находить задания как для всего класса, так и для отдельных учеников, составлять проверочные и домашние работы, а также следить за успехами учащихся.
Задания рассчитаны на разный уровень подготовки, поэтому учитель сможет дать каждому ребенку задачу, которая подходит именно ему.
– Можно всем детям выдать разные домашние задания. Потому что кому-то нужно дольше отрабатывать навык и доводить его до автоматизма. А другой ребенок способен решать олимпиадные задачи по этому предмету. И ему в качестве домашнего задания можно давать как раз усложнённые олимпиадные задачи. Оба этих ребенка находятся в одном классе, проходят одну и ту же тему, и при таком подходе и использовании интернет-сервиса не теряется общность детей, а прогресс у каждого может быть разный.
Проверять правильность выполнения педагогу не придется — за него это сделает программа.
— Сервис сам автоматически проверяет ответы, составляет отчет для преподавателя, что экономит его время, и дает мгновенную обратную связь между педагогом и учеником. Сервис также анализирует выполнение заданий и собирает статистику, которая помогает выявить сложные темы и вовремя заметить трудности школьников.
Эксперт уверен, что электронные задания дают возможность ребенку несколько раз ошибиться и при этом пережить минимальный стресс или вовсе пройти задание без стресса.
– При работе с компьютером ребенок сразу видит, что ошибся. И при этом никто на него за ошибку не кричит, не ругает, не вырывает страницы и не ставит двойку. И у ребенка появляется еще одна попытка и мотивация что-то исправить или дополнить.
Когда ребенок ошибается, система не просто говорит ему: «Ошибка!». Она анализирует, почему та была допущена, и дает соответствующую подсказку. Например, ребенок решает пример 2+5 и вводит ответ «98» или «абвг». Система понимает, что ребенок ввел неправильный ответ, потому что отвлекся или невнимательно прочитал задание, и дает ему подсказку: «Соберись». Если же ответ отличается от правильного на единицу или две, система понимает, что ребенок обсчитался, и спрашивает: «Что будет, если разбить твой ответ на слагаемые?»
Учеными ИПО КФУ оценивалась форма и содержание предлагаемых заданий, соответствие материалов Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) и соответствие системы заданий дидактическим принципам (систематичности, последовательности прочности, сознательности).
В результате экспертизы установлено, что содержание Яндекс.Учебник соответствует ФГОС НОО и указанным выше дидактическим принципам.
В КФУ отметили также разнообразие и метапредметность заданий в Яндекс.Учебнике. По мнению экспертов, сервис развивает в детях навыки самооценки и самоконтроля, а также дает возможность учителю получить доступ к статистике по каждому ученику и быстро формировать индивидуальные наборы заданий.
— Представленный материал содержит интерактивные задания разных типов, объем и сложность которых варьируются в зависимости от конкретных учебных задач и планируемых результатов. Такое разнообразие содержания позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом потребностей и способностей обучающихся, а также расширить спектр математической активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности , в том числе при выполнении олимпиадных заданий, – говорится в Заключении, данном экспертом КФУ.
Среди положительных моментов эксперт также отметил: разнообразие содержания, соответствие возрасту и интересам учеников современной начальной школы, использование грамотной математической терминологии, корректность формулировок заданий и вопросов, универсальный характер представленных заданий. К тому же, по мнению эксперта, электронный сервис требует изменения и учителя.
— Изменения цифрового образования и верификация программ подтягивают за собой и квалификацию учителя, которая заключается сейчас в том, чтобы уметь грамотно сочетать все инструменты, которые есть у педагога. Не тратить время там, где можно его сэкономить, и не изобретать велосипед там, где он уже изобретен.
Таким образом, эксперт Института психологии и образования Казанского федерального университета рекомендовал сервис Яндекс.Учебник как дополнительный дидактический материал по предмету.
— Система образования, как и другие сферы жизни общества, находится в постоянной трансформации. Сегодня образование становится все более цифровым. И учителю так же, как и ученику важно найти тот сетевой ресурс, который будет способствовать более прочному усвоению учебного материала.