Дети с нарушением слуха плохо понимают эмоциональные состояния

Исследование взаимосвязи процессов идентификации психических состояний и прогнозирования эмоционального благополучия проводили завкафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского университета Анна Ахметзянова и доцент этой же кафедры Татьяна Артемьева.

Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха обусловлено рядом неблагоприятных факторов: нарушение речевого общения, задержка речевого развития, позднее освоение художественной литературы, недостаточно сформированные навыки выявления и дифференциации эмоциональных проявлений других людей. Позднее знакомство со всем спектром чувств людей приводит к истощению эмоционального мира ребенка и создает трудности в понимании состояний и переживаний других людей.

«То, что ребенок не способен распознавать и обозначать эмоциональные состояния приводит к неадекватному развитию развития аффективно-эмоциональной сферы, а позже и снижает возможности прогнозирования собственных эмоциональных состояний в процессе взаимоотношений с другими«, — пояснила Анна Ивановна.

Ученые Института психологии решили изучить структуру взаимосвязи процессов идентификации психических состояний и прогнозирования эмоционального благополучия, дистресса и коммуникативных навыков детей.

Исследование проводилось на базе детских садов и школ Казани. В исследовании приняли участие 171 ребенок: из них —15 дошкольников (в возрасте 5-6 лет) с нарушениями слуха и 100 человек без нарушений слуха. Было 16 детей младшего школьного возраста (7-8 лет) с нарушениями слуха и 40 человек без нарушений слуха.

Из всех состояний самые  низкие показатели выявлены у дошкольников  с нарушениями слуха при состоянии обиды.  В связи с чем у детей увеличивается количество ошибок в прогнозировании этого состояния.

«Дошкольники с нарушениями слуха выбирают рациональные стратегии для своих прогнозов, но стратегии часто меняются из-за отсутствия контакта с другими людьми. Слабослышащие дошкольники не всегда могут распознать ситуации, связанные со страхом. А их неспособность определить дружелюбие со стороны сверстников приводит к недостаточно приемлемым формам взаимодействия с ними».

Специфика прогнозирования нарушений слуха младших школьников определяется только навыками общения со сверстниками. Младшие школьники с нарушениями слуха не всегда готовы к контакту с другими людьми, что снижает их способность читать состояние окружающих.

Доклад «Взаимосвязь прогнозирования и выявления эмоций в коммуникационной деятельности детей с нарушениями слуха» исследователи Института психологии и образования представили на завершившейся на днях конференции ECER (EERA) Education and Society: expectations, prescriptions, reconciliations (University of Geneva).

Ранее ученые КФУ изучили аспекты социального взаимодействия детей с нарушением в развитии. Результаты исследования были опубликованы в статье научного журнала второго квартиля (Q2) Utopia Y Praxis Latinoamericana (страна издательства – Венесуэла) вышла статья Correlation between forecasting and successful socialization of children with development disorders/ «Взаимосвязь прогнозирования и успешной социализации детей с нарушениями в развитии».