Дети-иммигранты в школе

Пленарное заседание научно-практической конференции «Транснациональная и региональная адаптация детей мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции» в рамках III Международного форума по педагогическому образовании было представлено докладом Дины Бирман, профессора Высшей школы образования Университета Майами, США.

Известный в мире исследователь в области мультикультурного образования, Дина Бирман является также руководителем одного из важных проектов «САЕ «Учитель XXI века», связанного с проблемами адаптации детей-мигрантов, кроме того еженедельно она проводит вебинары для преподавателей КФУ, которые проводят исследования в этом направлении.

Миграция имеет беспрецедентные масштабы – в мире порядка 244 млн. человек живут вне своей страны рождения. Около 20 процентов из них – в Америке, а вот на втором месте в этом списке, как свидетельствует статистика, Германия и Россия. Хотя есть мнение, что Россия не является привлекательной для мигрантов страной, но факт остается фактом, отметила Дина Бирман, и проблема адаптации детей-мигрантов также актуальна для вашей страны.

Дети-мигранты в школе – по этой теме в Майами проведен ряд исследований, и об одном из них более подробно в своем выступлении рассказала Дина Бирман. Как воспринимается иммиграция, какой тип культуры представляют мигранты, какие сложности им приходится решать, как проходит адаптация детей в школе – вот те вопросы, которые поднимаются в данном проекте.

Важную роль в системе адаптации мигрантов играют социальные институты, сама система социально-психологической поддержки иммигрантов, существующая в той или иной стране. В Ирландии, например, создана специальная служба по работе с иммигрантами, ее сотрудниками разрабатываются различные программы адаптации. И здесь, отметила Дина Бирман, особое внимание уделяется школе, где должна быть выстроенная система работы учителя с детьми-иммигрантами. Реализация некоторых программ может занять довольно долгий период времени, например, целый год, когда дети-иммигранты целый день проводят в школе, завтракают, обедают вместе со всеми, носят такую же униформу, как все остальные дети, то есть глубоко погружаются в местную среду. Особое место уделяется изучению языка, в том числе не только английского. Как показывают начальные результаты исследований, дети-иммигранты мотивированы успешно закончить школу, поступить в колледж и продолжить обучение, так как вопросы карьеры для них очень важны. Таким образом, школа предоставляет возможность облегчить адаптацию таких учащихся и помочь их родителям сформировать позитивное отношение к этому институту.

Далее обсуждение вопросов адаптации детей-иммигрантов в рамках повестки конференции продолжилось в симпозиумах и секциях с участием зарубежных и российских ученых.

Поискам оптимальной модели обучения детей мусульман и мигрантов в пространстве российской школы было посвящено выступление доцента ИПО КФУ Камиля Насибуллова (симпозиум №1). Объектом его исследований стала единственная в Татарстане частная общеобразовательная мусульманская школа «Усмания», где обучаются дети-мусульмане (порядка 130 человек, около 40 процентов из них составляют представители народов из Средней Азии). В ходе своего опроса-исследования докладчик попытался ответить на вопросы о том, что позволяет адаптировать пространство российских школ к требованиям мусульман, какая школа должна быть идеальной. Есть универсальный взгляд, который прослеживается в ответах опрошенных – в школах должна быть создана атмосфера толерантности по отношению к таким детям, организовано халяльное питание, разрешено ношение платков девочками-мусульманками, а также согласовано время молитв с учетом расписания уроков.

Ключевой фактор в обучении детей-мигрантов в образовательных учреждениях – учитель, который должен обладать мультикультурными компетенциями, выражающимися в личностных качествах и профессиональных навыках педагога.

Современным технологиям обучения таких детей было посвящено на симпозиуме выступление доцента кафедры дошкольного и начального образования Чулпан Громовой (КФУ). Российские учителя начальных классов для работы с детьми мигрантов считают наиболее приемлемыми и используют этнокультурные, групповые, интерактивные, игровые технологии, технологии индивидуального, а также дифференцированного обучения.

С результатами исследований об этноконфессиональных установках российского педагога выступила доцент кафедры дошкольного и начального образования Резеда Хайрутдинова (КФУ). Как показывают результаты исследований, в целом российские учителя демонстрируют толерантное отношение к представителям различных этносов и  культур.

О необходимости разработать технологическую составляющую целенаправленной подготовки педагогов к деятельности в мультикультурной образовательной среде с применением имитационных технологий рассказала ассистент Лейсан Каюмова (КФУ). В исследовании, проведенном под руководством доктора пед наук, профессора Веры Власовой, зав.кафедрой дошкольного и начального образования ИПО КФУ Венеры Закировой, предложен комплекс диагностических материалов, позволяющий выявить личностную готовность будущих педагогов к деятельности в условиях мультикультурной образовательной среды, а также выявлены проблемные зоны психолого-педагогической подготовки учителей к работе в такой среде; разработана модель подготовки педагогов к деятельности с применением имитационных технологий в формате проблемной группы.