Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”

Во время визита ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

А разговор с Алексеем Владимировичем мы начали с обсуждения его участия в недавно прошедшем круглом столе в формате видеомоста Москва – Казань на тему: «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения». Тогда его участники говорили о том, что должна включать в себя Национальная система учительского роста и каков проект уровневого профессионального стандарта педагога.

— В России уже давно назрела острая необходимость постоянного совершенствования подготовки и переподготовки учителей и организация национальной системы учительского роста. Совершенно очевиден целый ряд проблем региональной системы повышения квалификации, требующих своего разрешения. Главная из них — ответственность за систему повышения квалификации учителей замыкалась и замыкается на региональной власти. А это приводит к тому, что зачастую и само содержание курсов, и организационные моменты переданы образовательным организациям, которые недостаточно заинтересованы в совершенствовании системы.

Главная задача сегодня состоит в том, чтобы федеральные университеты стали центрами непрерывного педагогического образования. Именно здесь должно произойти создание единого образовательного пространства России с  системно выстроенными отношениями между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием.

И такие возможности мы видим у крупнейшего федерального университета, каким является КФУ.

По словам Алексея Лубкова, взаимосвязь и преемственность подготовки и повышения квалификации педагогов позволяет КФУ создать устойчивую систему непрерывного педагогического образования с действующим механизмом обратной связи.

— Благодаря высокой концентрации научных и образовательных ресурсов, полимодельности педагогического образования, новых подходов к содержанию подготовки и повышению квалификации, широкой сети базовых образовательных учреждений Институт психологии и образования может быть представлен и для региона, и для республики, и для страны для того, чтобы сделать реальной непрерывную модель педагогического образования.

Образовательная среда не может обойтись без квалифицированного, подготовленного учителя, считает ректор МПГУ.  И здесь, помимо созданий условий для профессионального и творческого роста, реализации новаторских педагогических подходов и инициатив, важна нематериальная сторона жизни педагога.

— Ключевой показатель творческого роста, социальных гарантий труда, отдыха, здоровья учителя — зарплата. Сегодня по большинству регионов страны она либо соответствует, либо приближается к средним показателям по экономике – а это значит, что у учителей есть стимул работать честно, с полной отдачей, а не халтурить, забывая порой о своих учениках, своем самообразовании и саморазвитии.

Отметил Алексей Лубков и рост престижа профессии педагога.

— Благодаря усилиям руководства страны по повышению привлекательности профессии учителя в виде комплекса мер, таких как ежемесячные выплаты, гранты для молодых педагогов, в педагогику стала возвращаться молодежь. В некоторых регионах страны отмечен значимый приток молодых учителей в школы — от 5 до 10%.

Кстати, у нас в республике (единственном на сегодняшний день регионе РФ) организована добровольная сертификация выпускников педагогических вузов и факультетов. В 2016 году в ней приняли участие 140 человек. Сертификацию прошли, получив соответствующий документ, чуть больше половины участников (55%). Методика и материалы процедуры были усовершенствованы, в этом году число участников выросло до 240 (это 95% тех, кто впервые придет работать в школу), а сертификаты получили уже 77%.

— Благодаря этому проекту была получена достоверная информация для педвузов (на что надо обратить внимание в обучении будущих учителей) и для наставников молодых специалистов. Теперь надо понять, как выстроить систему комплексной оценки качества учительского труда в целом и как и самое главное кто может оценить профессиональную квалификацию учителя.

Завершилась приемная кампания. По словам ректора МПГУ, в 2017 году по всей России заметен рост конкурса в педагогические вузы.

— Вот такой факт — в этом году к нам пришли абитуриенты, у которых нет проблем с профессиональной ориентацией. Почти треть поступающих сразу принесли подлинники аттестатов, раньше этот показатель был значительно ниже.

По мнению Алексея Владимировича, учитель – это не профессия в привычном смысле слова, а миссия.

— Ольга Васильева с первых дней нахождения на посту министра образования и науки РФ заявила о приоритетности педагогического образования и профессии учителя. А как иначе может быть? Ведь учитель – вечная профессия, всегда востребованная в обществе. И государство, и власть, и общество должны повернуться лицом к учителю.

Гость не исключил, что некоторые из увиденных в КФУ «ноу-хау» будут перениматься в московском вузе.

– Наша встреча плодотворна не столько для Казанского университета,  а прежде всего для нашего МПГУ, которому я  как ректор хочу вернуть статус флагмана педагогического образования страны.

Совместно мы сможем решить, что же такое современное российское образование, каковы должны быть его перспективные модели и гармонизируем единство общекультурного, психолого-педагогического и других компонентов в процессе подготовки будущего учителя.

 

 

Справка

Алексей Владимирович Лубков –  доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

18 ноября 2016 года назначен и.о. ректора Московского педагогического государственного университета (с 22 ноября 2016 года). 23 мая 2017года на конференции работников и обучающихся МПГУ был избран ректором ректором федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет». В соответствии с приказом Минобрнауки России от 08 июня 2017 г. № 12-07-03/79Лубков Алексей Владимирович утвержден в должности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» с 15 июня 2017 г.