Научно-практический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра. Цифровые инструменты в работе дефектолога» прошел в Институте психологии и образования КФУ.
В работе семинара приняли участие сотрудники кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ.
Спикером семинара выступила доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, завлабораторией специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина Ольга Кукушкина.
Ольги Ильинична подробно и обстоятельно рассказала о том, как использовать виртуальную реальность и цифровые инструменты в профессиональной подготовке дефектологов.
Вопрос вопросов, по мнению Ольги Кукушкиной, состоит в том, чтобы понять, в чем будут состоять вызовы завтрашнего дня.
— Сегодня нет смысла искать ответы на вчерашние проблемы. Нужно попытаться предвосхитить то, с чем особые дети и педагоги-дефектологи столкнутся завтра и послезавтра. Поэтому дефектологическое образование должно быть очень существенно перестроено. Для этого нам нужно научиться использовать цифровые инструменты для преобразования процесса обучения и разработать типологии таких инструментов для обучения студентов-дефектологов.
Целью семинара стало обсуждение научных и практических результатов психологических и педагогических исследований в современном мире.
— На семинаре мы говорили о том, как придумывать, создавать, применять цифровые инструменты профессиональной подготовки тех специалистов, которые будут работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Сама Ольга Ильинична — автор концепции внедрения компьютерных технологий в отечественную систему специального образования, концепции создания специализированных коррекционно-диагностических компьютерных сред для детей с нарушениями в развитии, ведущий автор первого национального пакета специализированных программно-методических комплексов для детей с различными нарушениями в развитии.
В ИПО КФУ Ольга Ильинична представила разработанную в Институте коррекционной педагогики РАО методологию проектирования виртуальных моделей нормативного онтогенеза, электронные библиотеки иллюстративных детских и семейных случаев, виртуальные практики, интерактивные модели практического решения профессиональных задач на специально подобранном множестве детских случаев.
По словам специалиста, для выбора образовательного маршрута необходимо придерживаться определенной логики, необходимо определить актуальный уровень развития для конкретного ребенка. После чего предположить и обосновать перспективы развития этого ребенка в разных условиях обучения. И только после этого определить программу и вариант образовательного маршрута. А значит нужны практические модели диагностики ребенка и профессионалы, умеющие верно определить диагноз.
Ученым ИПО была продемонстрирована интерактивная учебная модель для формирования современных профессиональных компетенций студентов-дефектологов и представлены исходные позиции для разработки интерактивных учебных моделей освоения социокультурных основ развития образовательной системы.
— Цифровое обучение позволяет студенту просмотреть более сотни случаев с отклонениями у детей, научиться их распознавать и еще до практики приобрести опыт применения теории при работе с конкретным ребенком.
Ольга Ильинична привела результаты исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, согласно которому качество профессиональной подготовки дефектологов при применении виртуальных профессиональных практик вырастает с 14 до 84 процентов.
По мнению академика РАО, в Казанском университете есть потенциал для развития цифровизации обучения студентов-дефектологов.
— Я увидела, что Казанский университет — несомненный лидер в развитии технологий образования. Но кроме европейского дизайна и инфраструктуры еще более меня поразила атмосфера очень тесного взаимодействия людей, дружеского соучастия, желания делать дело, стремление осваивать быстро меняющееся новые технологии и удивительная энергетика творчества. Несмотря на традиции, в существовании которых в Казанском университете я смогла убедиться, я обратила внимание на скорость жизни, высокий темп освоения нового – и это достойно уважения и восхищения.
Мне кажется, визит в Казанский университет любого человека – это подарок. Потому что отсюда ты уходишь с желанием сделать что-то, чего еще не делал.
Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин убежден, что сотрудничество Казанского университета с РАО будет развиваться, и это обозначит новые перспективы в развитии вузовского дефектологического образования и практики работы специалистов по «особым» детям.
— Казанская научная логопедическая школа — одна из самых молодых в КФУ. Поэтому визит к нам одного из самых известных российских дефектологов, академика РАО Ольги Ильиничны Кукушкиной – огромное событие. Мы надеемся, что в рамках ее визита и сотрудничества с РАО мы сможем разработать новые методики и технологии не только в области логопедии, но и других областях образования.
А факт, что в этом году наши логопеды будут работать под руководством Ольги Ильиничны, в очередной раз доказывает, что Казанский университет является университетом исследовательского типа, что позволяет нам не только реализовывать образовательные цели, но и проводить научные исследования. И сотрудничество с Ольгой Ильиничной, и другими коллегами из Российской академии образования лишь усиливает научный потенциал КФУ. Все вместе мы можем и будем решать те сложные задачи, которые стоят в области образования на современном этапе.
Программа на телеканале «UNIVER NV»
Справка
Доктор педагогических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО.
Работала воспитателем, учителем начальных классов школы для глухих детей. Была научным руководителем российско-американского проекта по компьютеризации образования детей с сенсорными нарушениями. Занимается методологией внедрения компьютерных технологий в специальное образование разных категорий детей с нарушениями в развитии, проектированием нового содержания обучения, развитием самосознания ребенка, формированием профессионального мышления учителя-дефектолога.
Автор концепции внедрения компьютерных технологий в отечественную систему специального образования, концепции создания специализированных коррекционно-диагностических компьютерных сред для детей с нарушениями в развитии, ведущий автор первого национального пакета специализированных программно-методических комплексов для детей с различными нарушениями в развитии, модельного курса формирования профессионального мышления учителя-дефектолога.
Имеет более 40 работ, является членом американского научного общества “Orton dyslexia society”. Лауреат премии Правительства РФ в области образования.