Ученый ИПО КФУ провела исследование структурной организация переживания семейных отношений подростков

Подростковый возраст является периодом развития и становления личности, и, будучи по своему содержанию переломным и критическим, он знаменует собой переход к взрослой жизни. И особенности его протекания, несомненно, накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Лилия Фахрутдинова  провела исследование внутриструктурных связей характеристик переживания семейных отношений подростков.

Важнейшую роль в становлении подросткового самосознания, его готовности принять себя как взрослого, самостоятельного члена общества, является семья, и, в первую очередь, детско-родительские отношения. Переживание взаимодействия с родителями представляет собой одну из ключевых зон в формировании самосознания подростка, его центральных психологических новообразований, – пояснила Лилия Раифовна.

Проведя исследование на основе анкетирования 52 четырнадцатилетних учащихся школ Казани по разработанному опроснику переживания и впечатления (включающему когнитивные, эмоциональные, телесные, пространственно-временные и информационно-энергетические характеристики) и последующего анализа данных, ученый пришла к выводу, что чем более осознаны и ясны отношения с родителями, тем большим развивающим потенциалом, благотворно влияющим на развитие психики подростка, имеют семейные отношения.

Данные впечатления свободно и легко усваиваются и встраиваются у подростков в образы мира, делают его отношения с родителями легкими, счастливыми для подростка, являются его ресурсом во взаимодействии с другими значимыми сферами его жизни.

Ученым подтверждена доминирующая позиция телесной составляющей в процессуальности переживания впечатления, а также продемонстрировано, что переживание семейных отношений может изменять работу зрительных и слуховых анализаторов. И эти изменения носят центральный, психогенный характер.

Была обнаружена структурная организация переживания впечатления переживания семейных отношений подростками. Выявлены особенности между структурными составляющими впечатления семейных отношений характеристиками переживания этих отношений у подростков. Наибольшую корреляционную активность проявили такие измерения впечатления как «Противоречивость», «Детальность» и «Яркость». Данные измерения впечатления семейных отношений, особенно противоречивость картины отношений, могут являться сенситивными для подросткового кризиса.

Ученый отметил, что исследование переживания позволяет нам «заглянуть» во внутренний мир подростка.

Профессор отметила, что значение семейной системы на психического развитие подростка сохраняет свое влияние, хотя и направленность сознания подростков в большей степени обращена на общении со сверстниками.

Отмечая значимость исследования, ученый подчеркнула, что полученные результаты можно применить в практике психологического консультирования подростков.