2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

В 2007 году Организация Объединенных Наций выделила специальный день, посвященный людям с аутизмом, подчеркнув важность привлечения общественного внимания к проблеме.

Аутизм – это врожденное нарушение психического развития. Им нельзя заболеть и от него нельзя излечиться. Причина аутизма в генетических сбоях – у людей с аутизмом наблюдается избыточность нейронных связей между отделами головного мозга. Как следствие, их мозг перегружен и не справляется с потоком информации.

Аутизмом страдают преимущественно дети, независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Статистика говорит о том, что аутизм стремительно распространяется: более 1% детей в мире имеют аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете.

В Институте психологии и образования Казанского федерального университета продолжается работа над созданием модели комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра. Работа ведется по трем направлениям.

В рамках Федеральной инновационной площадки “Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра” разрабатывается адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра.

Соисполнителем проекта “Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра” (2019-2023), реализуемого в рамках ФИЦ стал Ресурсный центр по развитию детей с ОВЗ .

Команда исследователей Центра разрабатывает диагностический инструментарий для раннего выявления у особенных детей трудностей социализации и прогнозирования – насколько успешно будет протекать их интеграция в общество.

Разрабатываемая в КФУ модель определит основные направления ее реализации на территории Республики Татарстан. В ней будет учтена специфика условий получения детьми с аутизмом дошкольного образования, коррекции нарушений развития и успешной социализации, необходимость работы с семьей и подготовка специалистов для подобной работы, а также будет определен круг необходимых дальнейших исследований.

Практическое применение разработанной модели по работе с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра, станет возможным в детском саду КФУ для малышей с особенностями развития.

На сегодняшний день детсад практически готов, капитальный ремонт здания за счет республиканского бюджета практически завершен. Детсад  на улице Ибрагимова будет открыт осенью этого года.

Ежегодно в детском саду в группах кратковременного пребывания обучение будут проходить 50 детей с РАС, еще 70 татарстанских семей будут находиться на консультационном сопровождении.

Планируется, что детский сад станет ведущей экспериментальной и стажировочной площадкой в сфере дошкольного образования. В нем будет развернута научно-исследовательская деятельность, внедрены современные педагогические, медицинские и технологические решения, организован специальный лекторий для заинтересованных родителей. Детский сад также станет местом прохождения практики студентами, а также стажировочной площадкой в рамках курсов повышения квалификации для педагогов со всей республики.

Еще одно направление работы ученых ИПО КФУ   – разработка социальных  историй по территории Казанского Кремля.

Дети с РАС и их родители не могут пойти в музей как обычные семьи – им нужны особые условия, из-за того что у детей с аутизмом есть проблемы с общением, поведением и сенсорным восприятием. При этом эти дети гораздо сильнее, чем их обычные ровесники, нуждаются в развитии социальных навыков, которые формируются, в том числе, и во время посещения общественных мест. Поход в музей для ребенка с аутизмом – это часть терапии для него.

Социальная история нужна для того, чтобы снизить тревожность при посещении музея, чаще всего их делают ориентированными на детей с РАС. При этом помощь может понадобиться и тинейджерам, и студентам с РАС, когда они планируют свой визит без сопровождения взрослых. Лучший пример для подражания — Метрополитен-музей в Нью-Йорке (The Met).

Вот и музей-заповедник Казанский Кремль прилагает усилия для создания доступной среды для людей с нарушениями слуха, зрения, синдромом Дауна, расстройством аутического спектра. И помогают ему в этом ученые Института психологии и образования, которые начали разработку социальных историй для детей с РАС для территории Казанского Кремля и создание выездной музейно-образовательной программы с применением адаптированных музейных средств для музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

Работа, которую ведут ученые КФУ по проблемам аутизма, имеет для общества огромное значение. Ведь аутизм – это сегодняшняя реальность, которая касается всех: дети с РАС – часть общества, они будут расти вместе с нами, учиться, общаться, работать…

Поэтому столь важно, что сегодня, 2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма даже на фоне глубочайшего кризиса общественного здравоохранения, обусловленному распространением коронавируса и последствиями этого для общества, по всему миру, в том числе и в Татарстане проведут акцию «Зажги синим» в поддержку людей с аутизмом.

Принять участие в акции «Зажги синим» можно любым способом: подсветить окна гирляндами или синей лампой, одеться в синее и рассказать близким об аутизме. Также можно сфотографироваться в синем и выложить фото в социальных сетях с хештегами #зажгисиним и #2апреля.