Пятнадцатый год подряд в конце февраля в Институте психологии и образования проходит встреча молодых ученых — будущих исследователей в области психологии.
Бессменным лидером и научным руководителем зимней школы по психологии состояний на протяжении 15 лет является доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РТ, член экспертных советов РФФИ, РГНФ, РНФ, профессор Александр Прохоров.
Председатель оргкомитета XV международной зимней школы по психологии состояний, доцент кафедры общей психологии ИПО КФУ Марк Юсупов отметил, что в этом году, учитывая сложную ситуацию, связанную с пандемией, формат зимней школы изменен.
— Целью школы как 15 лет назад, так и сегодня является обмен результатами научных исследований и практическим опытом в сфере психологии состояний, установление профессиональных контактов, разработка совместных научно-практических проектов, неформальное общение по вопросам психических состояний, расширение связей между вузами страны. Но, к сожалению, многие наши участники приехать не смогли. И мы решили дать возможность принять им участие онлайн и провести школу в смешанном формате, — пояснил Марк Геннадьевич.
Студенты, магистры, аспиранты из Казани, Астрахани, Санкт-Петербурга, Твери, Курска, Новосибирска, Тольятти, Екатеринбурга, Рязани, Москвы, Набережных Челнов, Чебоксар, Тюмени, Йошкар-Олы выступили с докладами на пленарном заседании и секциях школы. Темой секционных заседаний стали прикладные и фундаментальные аспекты психических состояний.
Зарубежные ученые из Палестины, Ирана, Перу, Молдовы, Республики Беларусь также в онлайн-режиме смогли представить свои результаты исследований. Так, иранский ученый Резазадех Захра поделился своим видением о моральной нормативности и психических состояниях человека. Ученый из Палестины Шауамри Салах представил совместное с ученым ИПО КФУ Лилией Фазрутдиновой исследование «Кросс-культурные особенности характеристик переживания межэтнических отношений в многонациональном регионе Леванта». Агилар-Валера Хосе Алонсо из Перу, не первый раз принимающий участие в работе зимней школы, в этом году дал оценку нейропсихологии расстройств аутистического спектра. Он отметил, что выступления на заседаниях школы, как правило, позволяют сразу же получить отклик от своих коллег — ученых-психологов.
Напомним, что психология состояний — важное направление в психологии, которое возникло и развивается лишь в одной научной школе России — в Казани, благодаря профессору, основателю школы А. Прохорову и сотрудникам кафедры общей психологии ИПО КФУ.
— Психология состояний очень разнообразна по своим проявлениям и области применения научных результатов – от сферы самоощущения, саморегуляции, до сферы межличностных отношений и социальной психологии: как сам человек представляет свои состояния, как он сам их воспринимает и оценивает — все входит в круг наших исследований, — пояснил Александр Октябринович.
Сейчас группа ученых под руководством Александра Прохорова изучила типичные способы и приемы саморегуляции состояний и регуляторных способностей в повседневных и напряженных условиях учебной деятельности.
Исследователи устанавливали взаимосвязи между качеством предметной подготовки учащихся, а также регуляторными способностями и состояниями студентов. На основе полученных данных ученые разработали и апробировали методики саморегуляции состояний. Исследование поддержано грантом РФФИ.
Завтра работа зимней школы по психологии состояний продолжится мастер-классами и тренингами, вся работа в которых направлена на обмен результатами научных исследований и практическим опытом в сфере психологии состояний. Основными темами станут эмоциональный интеллект как основа успешной социализации личности, тайм-менеджмент в ресурсном состоянии для работы и жизни, актуальные практики ведения тренинговой группы, сенсомоторная интеграция – метод развития и коррекции.
Для справки
Результаты работы зимней школы по психологии состояний за 15 лет: