Выпускницы Института психологии и образования, окончившие бакалавриат с красным дипломом, Юлия Коробьина и Анастасия Грязнова рассказали о начале своего профессионального пути.
В детском саду КФУ «Мы вместе» для детей с расстройством аутистического спектра занятия проводятся по индивидуальной программе сопровождения, созданной с учетом их специфических потребностей детей. В сопровождение детей с РАС в рамках инклюзии активно включаются специалисты службы сопровождения (психологи, специальные педагоги, логопеды), воспитатели и тьюторы. Наравне с опытными коллегами в работу включились и молодые специалисты: психологи – выпускницы ИПО КФУ.
«Получая дефектологическое образование по профилю «Логопедия» в Казанском университете, я и не думала, что буду работать с детьми с расстройствами аутистического спектра. Но при подготовке к участию к олимпиаде «Я профессионал», я поняла, насколько интересна, не изучена и сложна тема РАС», — рассказала Юлия.
В настоящее время в садике прошел первый этап диагностики: было обследовано 28 детей с различными нарушениями развития: тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, множественными нарушениями развития.
«Мы продиагностировали, посмотрели каждого ребенка — они все насколько разные, что нет ни одного похожего случая. Опыт такого диагностирования у некоторых психологов не набирается и за всю жизнь», — пояснила Анастасия.
Девочки рассказали, что с детишками с РАС они впервые познакомились на третьем курсе своего обучения.
«Дети дождя или «Дети Снежной Королевы», как их называют, — это действительно особенные дети. Не случайно аутизм называют самой большой загадкой третьего тысячелетия, — делятся впечатлениями от общения молодые психологи. — Когда вы их увидите, пообщаетесь вживую, вы ни с кем их уже не перепутаете».
«Насколько ребенок погружен в себя, закрыт, зависит от степени нарушения. Особенность развития такого человека — оторванность от реальности и невозможность адекватно на нее реагировать, то есть человек находится «сам в себе». Но ведь у каждого из нас бывают моменты, когда перестаешь понимать окружающий мир, не со всеми можешь установить контакт, появляется желание отстраниться, спрятаться, закрыться. Конечно, чаще это происходит в детстве и юности, затем мы привыкаем, находим формы защиты, становимся сильнее. К сожалению, с аутистами, если им не оказать помощь, этого может не произойти».
Несмотря на отсутствие практического опыта, у выпускниц КФУ накоплен научный багаж. Так, исследование Юлии о способности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к прогнозированию ситуаций было представлено на Всероссийской молодежной конференции «Будущее академической психологии», организованной Институтом психологии РАН, и получило высокую оценку академика РАЕН Д.Ушакова. Благодаря высокой степени научной компетентности, владению выбранной научной темой, знанию научного аппарата, методологии и принципов проведения научного исследования, Юлии была дана рекомендация для поступления в аспирантуру Института психологии РАН на бюджетную форму обучения.
Статья Анастасии «Оценка сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с РАС» была в свое время опубликована в журнале «Аутизм и нарушение развития» и получила много отзывов.
Сейчас специалисты детсада КФУ «Мы вместе» учатся в магистратуре ИПО КФУ по программе «Нейропсихологическое сопровождение в образовании» и параллельно набираются мастерства на курсах повышения квалификации в московском центре «Платформа» https://platforma.institute/
«Дети с РАС не понимают чувств, эмоций других людей и не могут спрогнозировать дальнейшую реакцию и предвосхитить последовавший за ней поступок. Часто особенным деткам приходится не раз объяснять, что если он кого-то ударил, то другому станет больно. То есть, то, что у обычных детей появляется само по себе, без участия взрослых – сам научился говорить, играть, за собой ухаживать – с детьми с ментальными особенностями не происходит. Все эти достижения – результат огромных усилий и каждодневного труда, родителей, педагогов и психологов», — поясняют специалисты..
Девушки надеются, что базовое дефектологическое образование, полученное в Институте психологии и образования КФУ, позволит им справиться с трудностями, которые могут возникнуть при работе с особенными детками.
«Пока не попробуешь, не узнаешь, что нас ждет в работе. Но в любом случае мы продолжим проводить исследования по прогнозированию особенностей поведения у детей с РАС в рамках федеральной инновационной площадки «Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра«», — резюмировали девушки.