Алия Ягафарова вошла в тридцатку россиян, получивших престижную стипендию и возможность обучаться в магистратуре в Америке.
Выпускница Института психологии и образования Казанского университета (диплом бакалавра по специальности «Специальное дефектологическое образование. Логопедия») Алия Ягафарова выиграла грант фонда Фулбрайта — крупнейшей из финансируемых правительством США международных обменных программ в области образования. Таким образом, она вошла в тридцатку россиян, получивших престижную стипендию.
Буквально через месяц Алия уезжает в Америку. В интервью она рассказала, каким образом ей удалось получить престижную стипендию и чем она будет заниматься в Обернском университете (Auburn University, штат Алабама).
«Я, учась на 3-м курсе, узнала о возможностях получения магистерского образования по грантам за границей, и стала готовиться: участвовала в конференциях, проводила исследования, писала научные статьи. К окончанию учебы в вузе в моем портфолио было уже десять статей, опубликованных в научных журналах», — рассказала Алия журналисту пресс-центра КФУ.
После окончания университета я устроилась на работу в Центр ABA-терапии «Новая планета». Благодаря теме своей бакалаврской работы «Коммуникации с аутистами», мне удалось на практике узнать, насколько трудно работать с такими детками, увидеть, насколько сложная, но интересная и результативная методика, уже более 50 лет применяемая не только в Америке, но и в России.
Работа в Центре помогла определиться мне с темой магистерской программы: Прикладной анализ поведения.
Я подала заявки сразу на несколько грантов, так как не была уверена в своих силах. И так вышло, что все поданные мной заявки получили одобрение.
В 2020 году мне была одобрена Национальная стипендия Ирландии на обучение ирландском Тринити-колледже Университета Дублина. Но из-за того, что обучение там стоит около 15 тысяч евро, а стипендия назначается только на один год, я отказалась от этой стипендии. Но смогла все же учатсья там, благодаря одобренной мне стипендии по программе «Алгарыш».
Весной 2021-го года от фонда Фулдбрайта мне пришло уведомление, что мне выдана стипендия на обучение, определен в силу моих интересов университет и подобрана программа.
Как стать стипендиатом программы сенатора Фулбрайта?
Процесс отбора кандидатов включает несколько этапов: первый этап конкурса – подача заявления, заполнение анкет и написание мотивационных писем.
Все представленные по списку документы и научные проекты сначала рассматриваются в центральном офисе комитета Фулбрайта, который находится в Вашингтоне, а затем передаются в департаменты научно-исследовательских институтов или университетов, указанных в анкете.
Второй этап — предоставление документов о высшем образовании (степень бакалавра или специалиста) с хорошими оценками и экзамен на знание языка TOEFL/IELTS.
Третий этап — это собеседование с руководством программы на английском языке. На нем присутствовали представители консульства США, директор офиса России, 3-4 выпускника программы, американские и российские профессора.
Четвертый этап — это американский экзамен Graduate Record Exam (GRE). Своего рода это аналог тестов SAT и ACT, который проходят для поступления в американскую магистратуру. Экзамен длится почти 6 часов. Его результаты являются одним из важнейших критериев отбора студентов и важным основанием для зачисления в вуз.
Пятый этап — онлайн-собеседование в руководством вуза, в который я зачислена. Одобрение на обучение по выбранной мной специальности дал Университет Оберна штата Алабама. Это один из крупнейших университетов штата Алабама. В университете обучается более 25 000 студентов и преподаёт более 1200 преподавателей. После проведенного со мной собеседования вуз внес изменения в мою программу обучения, добавив предметы, необходимые мне для защиты диссертации.
В целом с момента подачи заявки и до принятия решения прошло полтора года.
Немного о фонде Фулбрайта…
Программа образовательных грантов фонда Фулбрайта организована в 1946 году, сенатором США Джеймсом Уильямом Фулбрайтом для укрепления культурно-академических связей между учеными разных стран.
На конкурсной основе предоставляет гранты как американским, так и зарубежным (в том числе российским) студентам, учёным и исследователям. Стимулирует «перекрёстное» образование, в частности американских студентов за рубежом, а зарубежных — в США. Программа Фулбрайта является одной из самых престижных наградных программ в мире среди подобных, она работает более чем в 155 странах.
С нашей страной договор был подписан в 1973 году. С того времени сотрудничество продолжается, и сегодня по этой программе ежегодно из России ездят обмениваться опытом порядка 30 человек: это студенты, преподаватели и ученые. Российская Ассоциация выпускников Программы Фулбрайта насчитывает около 1600 человек.
С 1946 года 43 выпускника программы Фулбрайта получили Нобелевские премии , 78 стали лауреатами Пулитцеровской премии.
В настоящее время число участников программы превысило четверть миллиона человек.
Согласно договору по программе, мне полностью оплата учебы, оплачивается медстраховка, перелет, покупка учебников, компьютеров, оплата питания, проезда, даже поездка в Москву в визовый центр на собеседование была оплачена.
Много было желающих выиграть этот грант в 2021 году?
Я думаю, много. Особенно много желающих в области гуманитарных дисциплин: юристы, психологи, экономисты, политологи. Желающих среди представителей естественно-научного направления, наверное, было меньше, поскольку там заведомо сложнее пройти этот конкурс.
Что дают такие программы по обмену?
В первую очередь, контакты. Дело в том, что развитие современной науки немыслимо в закрытых стенах, невозможно работать над проектом в одиночку. Сегодня все ученые мира работают в кооперации друг с другом.
Вы вернетесь в Россию через два года. Какие планы в дальнейшем?
По программе «Алгарыш», благодаря которой я год отучились в Ирландии, я должна три года отработать в Татарстане, согласно договору с фондом Фулдбрайта — два года. Мне запрещено будет выезжать на территорию США все это время. Поэтому три года я буду погружена полностью в работу.
Я еду на обучение по выбранной мной специальности, потому что (я это также указывала и в своем мотивационном письме), что у нас в России всего около 20 сертифицированных специалистов в области прикладного анализа поведения. Подумайте: 20 на всю Россию — и ни одного в Татарстане! А в Америке их несколько тысяч. Я бы хотела изучить разработанные в мире методики по работе с детьми с аутизмом, опробовать их, организовать трудовые места для детей с аутизмом, возможно, пересмотреть и ввести в образовательную программу наших студентов дисциплину по прикладному анализу поведения.
Мы обсуждали и с Айдаром Минимансуровичем Калимуллиным (директор ИПО КФУ), и с заведующей детским садом КФУ «Мы вместе» Ириной Нигматуллиной возможности нашей будущей совместной работы. Может быть, нам удастся написать программы для деток с РАС.
Но пока это только планы. Но я уверена, что вернусь после окончания учебы в магистратуре с новыми силами и идеями.