Второй день работы Международного форума по педагогическому образованию IFTE посвящен молодым педагогам: их адаптации и профессиональному становлению

Международный форум по педагогическому образованию IFTE, открывшийся накануне в Казанском федеральном университете, продолжил свою работу.

Во второй день ежегодно проводимого с 2015 года Форума, собирающего ведущих российских и мировых ученых в области педагогического образования, прошла международная научно-практическая конференция «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление».

Передовым опытом в подготовке учителей поделились ключевые докладчики этого статусного мероприятия.

Об основных вызовах, стоящих перед российским педагогическим образованием,

В.А. Болотов (Высшая школа экономики, Москва, Россия) рассказал собравшимся профессор Высшей школы экономики, доктор наук, Академик РАО Виктор Александрович Болотов.

Он подчеркнул, что  педагог должен обеспечивать и когнитивное (освоение и обработка информации, превращение её в знание и способы деятельности), и некогнитивное (поведенческие и социальные навыки) развитие при изучении школьных предметов. При этом, по словам профессора, обостряется  проблема, связанная с  индивидуализацией обучения: учить всех всему  одинаково – не получается.

Остаётся проблема  повышения (или хотя бы не понижения)  мотивации и интереса учащихся к учению. Социум ожидает и требует перехода в педагогической деятельности   от преимущественно преподавания учебных дисциплин  к обучению жизни в быстроменяющемся мире. Обществом ожидается, что педагог – не только учитель-предметник, но и наставник, и путеводитель по океану информации,  и консультант, и фасилитатор развития. Готовим  ли мы к ответу на эти вызовы и  ожидания наших студентов – будущих педагогов?  

При этом, отмечает профессор ВШЭ, сохраняются и внутренние проблемы педагогического образования, которые ещё не нашли окончательного решения. Среди них: переход на деятельностный подход в подготовке учителей; недостаточное освоение студентами профессиональных педагогических знаний (профессиональный стандарт учителя).

К сожалению, не найден баланс научного и практического предметного и психолого-педагогического знания.  Да и студентов не обучают совместной коллективно распределённой деятельности учителей по обеспечению когнитивного и  некогнитивного развития учащихся. Есть и много других проблем. И  мы уже стоим на пороге новых  проблем: контекста системы разделения педагогического труда с использованием информационных технологий и искусственного интеллекта; обучение профессиональной деятельности учителя в открытом образовательном пространстве и условиях множественности субъектов педагогического воздействия на учеников, связанного с деинституализацией образования, и всё более мощным воздействием на подростков внешней (прежде всего цифровой) среды.

Очевидно, отмечает Виктор Александрович, что без научного обеспечения все перечисленные выше проблемы не решить.

Назову лишь малую часть исследований, которые планируются рядом московских ученых: проектирование новой модели коллективной деятельности педагогов школы, направленной на достижение метапредметных и личностных результатов обучающихся; образ учителя в новой системе разделения труда; образовательная программа, отражающая механизм разделения труда нейрокогнитивные механизмы обучения; новая модель ФГОС педагогического образования, учитывающая профессиональные и личностные характеристики педагога; карта динамики развития мышления и личности ученика (в том числе с использованием портфолио); создание библиотеки отчуждаемых педагогических кейсов по решению типовых сложных ситуаций; универсальные компетентности и новая грамотность. Так что работы впереди предстоит много.

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Владимирович Лубков в своем выступлении поднял вопросы современного состояния, опыта, проблем и перспектив педагогического образования России.

Среди основных трендов современного образования, признаваемых всеми: креативность, критическое мышление, коммуникативность, кооперация, цифровизация. К ним, по мнению Лубкова, следует добавить и традиционные для российского образования ценности: предметная фундаментальность, системность, практико-ориентированность, усиление культурологического и аксиологического компонентов образования, то есть достижение синтеза национальных и культурных традиций российского образования с инновационным вектором развития страны.

МПГУ традиционно готовил учителей не только для России, но и для стран ближнего и дальнего зарубежья, поэтому в 2018 году вуз стал базовой организацией государств-участников СНГ по подготовке педагогических кадров, что вызвало необходимость проведения дополнительных компаративных исследований в области педагогического образования различных стран.

Проведя исследование о выявлении и описании современного состояния и проблем педагогического образования России и определение перспектив его дальнейшего развития, ученые МПГУ пришли к следующим выводам.

Пришедшие в нулевые годы с Запада формы обучения (бакалавриат и магистратура) во многом обеднили традиционно сильное российское педагогическое образование, поэтому сегодня назрела необходимость эти формы наполнить новым, более соответствующим национальным традициям и государственным задачам содержанием, усилить его фундаментальность, и от решения этой проблемы во многом зависит стратегическое развитие страны, ее лидерство в технологической и интеллектуальной сферах. Акцент при этом следует сделать на творческой личности будущего педагога, способного активизировать когнитивные возможности самого себя и своих учеников.

Профессор отметил, что следует пересмотреть содержание педагогической подготовки будущего учителя, усилив формирование новой образовательной картины мира на основе фундаментального научного знания и исторического опыта развития России и духовно-нравственного бытия человека в контексте проблем современной цивилизации.

—  Должен произойти отказ от идеологии прагматизма в определении содержания образования, нужно восстановить широкий культурно-исторический подход к образованию как особому социальному институту передачи и преумножения национальных ценностей и традиций в процессе воспитания, обучения и развития личности человека.  Восстановление социального и профессионального престижа и статуса педагога должно стать основой сохранения и развития отечественной системы педагогического образования.

Указанные проблемы, по мнению А.Лубкова, необходимо решать на всем постсоветском пространстве, учитывая позитивный опыт традиционной подготовки учителей.

Нужно вернуть человека в образование, чтобы наша национальная отечественная культура и наша национальная система образования воссоединились.

Основой педагогического образования должна стать личность педагога, обладающего широким кругозором, эрудицией с устоявшейся системой ценностей и культурных традиций.

Если в погоне за технологиями забудем главное – человека, его мировоззрение, его картину мира, которую он должен в себе нести, ту вселенную, которая есть у него внутри и которую он должен передать своим детям, то ни за какими технологиями мы никогда не сможем угнаться. 

Об австрийской политике и опыте поощрении и наставничестве начинающих учителей рассказала профессор Университетскогоколледжа педагогического образования в Нижней Австрии Элизабет Виндл.

Она уточнила, что целью планируемой в Австрии реформы являетсяобновление содержания и дальнейшая академизация обучения педагогике.

Ни один вуз, готовящий педагогов, не может предоставить «готового» учителя, поэтому быть учителем — постоянная задача обучения и развития.

Для этого в Австрии при подготовке учителя  реализуются три этапа профессионального континуума.

Этап первый —  обучение. На этом этапе (продолжительность: 4-6 лет) университеты и университетские колледжи педагогического образования преподают студентам научные основы педагогической профессии. На втором этапе – карьера – разрабатываются профессионально-практические педагогические компетенции и практикуется  наставничество. Третий этап —  непрерывное профессиональное развитие во время всего периода трудовой деятельности учителя.

Во время начального периода работы учителя высока роль наставника.

В австрийской системе образования функция ментора оценивается очень высоко. Наставник поддерживает максимум трех молодых учителей на 1-м году работы. А с 1 сентября 2019 года вступит в силу Закон, определяющий, что преподаватель на этапе введения в должность ОБЯЗАН Австрии сотрудничать с наставником.

 

В течение дня во время заседаний 35 секций ученые из 140 рссийских и 75 зарубежных вузов из более чем 30 стран будут обсуждать проблемы языкового и культурного разнообразия в российской школе, профессиональной социализации начинающих учителей, проблемные зоны профессиональной идентичности современного педагога, наставничества с начинающими учителями, условия и приоритеты привлечение молодых педагогов к участию в профессиональных конкурсах.

 

Напомним, что IFTE — это крупнейшая площадка на постсоветском пространстве по обмену передовым опытом в подготовке учителей для российских и зарубежных ученых. Форум проходит в пятый раз на базе Казанского федерального университета, являющегося одним из известных научных центров России в области образования и педагогики. Университет имеет уникальную модель подготовки учителей, которая сочетает преимущества классических и педагогических вузов.