В Казанском федеральном университете завершился V Международный форум по педагогическому образованию «Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности».
Пятый год подряд Институт психологии и образования КФУ на самом высоком уровне проводит ставший традиционным форум для представителей сферы образования со всего мира.
В этом году в качестве спикеров на форуме выступили представители университетов Оксфорда, Дублина и других. Всего в форуме приняли участие ученые 140 российских и 60 зарубежных университетов из более чем 30 стран.
Значение Международного форума по педагогическому образованию достаточно ёмко раскрыл ректор КФУ Ильшат Гафуров, подчеркнув, что в условиях, когда профессионализм учителя является необычайно важной проблемой для образовательных систем практически всех стран мира: «Наш форум – это, прежде всего, научная площадка, где мы можем изучать передовой отечественный и международный опыт, представлять собственные модели педагогического образования, которые мы успешно развиваем в КФУ с 2011 года».
Внимание к педагогике, выделение этой области знания в качестве приоритетного направления развития КФУ, достойное финансирование и правильное целеполагание вывели Институт психологии и образования в мировые лидеры.
Значимость проведения Международного форума по педагогическому образованию отмечена и на государственном уровне: в работе Форума приняли участие представители Министерства образования и науки РТ, Российской академии образования и международных ассоциаций исследований педагогического образования.
Форум, несмотря на свой молодой возраст, получил широкую известность в профессиональных кругах. Если в 2015 году в нем приняли участие 165 коллег из России и других стран, в 2017 году — 400 ученых из 26 российских и 38 зарубежных университетов, в 2019 — свыше 600 российских и иностранных ученых обсуждали актуальные проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.
В 2019 году Международный форум по педобразованию стал площадкой для проведения мероприятий разного уровня и масштаба: пленарных и секционных заседаний, круглых столов, семинаров, мастер-классов, панельных дискуссий и т.п. Руководителями секций и модераторами на форумах выступили известные российские и зарубежные специалисты, выдающиеся педагоги, представители столичных и региональных образовательных учреждений.
За три дня работы Форума было представлено 10 ключевых докладов от ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области педагогического образования; также проведено 13 симпозиумов, более 100 секций, 2 круглых стола, 4 международные конференции, 2 мастер-класса.
В рамках работы форума состоялись четыре крупные международные научно-практические конференции: «Непрерывное педагогическое образование: новые концепции и технологии», «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», «Исследовательски-ориентированное педагогическое образование», «Идеи Януша Корчака в подготовке будущего учителя». Их темы предполагали рассмотрение всех аспектов работы учителя: от воспитания до цифровых технологий и интеграции образования в государственные программы развития различных стран.
Во время работы Форума на повестку дня были вынесены наиболее острые проблемы, и, что немаловажно, научное сообщество проявило сплочённость в стремлении найти их решение, а также проявило приверженность базовым ценностям человечества в подходе к поиску ответов на самые важные вопросы, стоящие сегодня перед мировой системой образования.
Форум включил в себя проведение ряда и других значимых научных мероприятий.
Так, в КФУ состоялась дискуссия с участием академиков Российской академии образования, темой которой стали изменения в учебниках и учебных планах, поддержка сельских школ и мотивация оставаться в профессии для молодых учителей.
Профессор Департамента образования и инноваций в Аризонском университете Мария Тереза Татто, Почетный профессор Оксфордского университета Иен Ментер и заместитель директора по международной деятельности ИПО КФУ Роза Валеева представили участникам Международного форума по педагогическому образованию международную монографию Knowledge, Policy and Practice in Teacher Education: a Cross-National Study, соавторами которой они выступили.
В рамках Форума также состоялся семинар молодых педагогов в формате TeachMeet, неформальная встреча молодых учителей Казани, презентация проектов профессионального развития учительских кадров в Международной школе «Бала сити».
В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ развернулась дискуссия международного уровня о практике адаптации детей мигрантов.
Спектакль «Виват, КФУ!» детского театра Института психологии и образования «Радуга» увидели гости Международного форума: члены Международной ассоциации имени Януша Корчака во главе с Президентом Международного общества известным польским ученым Мареком Михалеком, а также российские ученые и педагоги.
В рамках Форума также прошла церемония вручения Международного Ордена Улыбки и состоялась встреча с координаторами и выпускниками программы «Глобальное образование».
— Каждый наш форум призван не только выявить и предложить пути решения актуальных педагогических проблем, но и является в определенной мере инструментом анализа принимаемых на ежегодных педагогических форумах постановлений: в сфере внимания каждого последующего форума обязательно попадают итоги предыдущего, что позволяет оценить, насколько в предшествующем году правильно были выбраны направления развития современной педагогики.
Для гостей из-за рубежа наш ежегодный форум по педагогическому образованию является важным источником информации о главных тенденциях педагогического образования России, возможностью рассказать о своих проблемах и планах, перспективой установления прочных связей с российскими коллегами, — резюмировал директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин.