На базе Института психологии и образования 21 февраля состоялось открытие международной Зимней школы по психологии состояний, ориентированной на студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых.
В пленарном заседании приняли участие студенты и преподаватели КФУ, молодые ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана, Перу.
Заведующий кафедрой общей психологии, заслуженный деятель науки РТ, член экспертных советов РФФИ, РГНФ, РНФ, соорганизатор конференции Александр Прохоров назвал основную цель проведения Зимней школы по психологии состояний.
— Когда 13 лет назад мы на встрече с выпускниками-психологами обсуждали очередные вопросы, с которыми им приходилось сталкиваться уже не студентами, а профессионалами, возникла мысль создать Зимнюю психологическую школу, цель которой – иметь возможность напрямую обратиться за помощью к профессорам, чтобы повысить уровень своей профессиональной подготовки, уметь решать проблемы, с которыми сталкиваются люди. В этом году впервые роль организатора Зимней школы взял на себя молодой ученый, аспирант ИПО КФУ.
— Целью школы и сегодня является обмен результатами научных исследований и практическим опытом в сфере психологии состояний, установление профессиональных контактов, разработка совместных научно-практических проектов, неформальное общение по вопросам психических состояний, расширение связей между вузами страны, – добавил Александр Октябринович.
На пленарном заседании с докладами выступали кандидаты и доктора наук, студенты и аспиранты Казанского университета, ученики А.Прохорова и просто активные научные деятели психологии.
Так, Александр Прохоров представил доклад на тему «Ментальные основания регуляции психических состояний». Александр Октябринович дал краткий анализ этапов развития исследований психологии состояний в Казанском университете, начиная с «бехтеревского периода» 1885 года по настоящее время.
Сегодня, по его лосвам, в Казанском университете психология состояний сегодня интенсивно развивается на кафедре общей психологии.
— В настоящее время изучение психических состояний казанскими исследователями может быть обозначено следующими направлениями. Во-первых, исследование состояния как психического явления: феноменологии, состава, структуры, функций, динамики, взаимоотношений состояний с другими психическими явлениями и пр.
Во-вторых, изучение отношений между психическим состоянием и составляющими сознания: образами психических состояний, значениями, смысловыми структурами, переживаниями, рефлексией, ментальными репрезентациями, метакогнитивными особенностями и др.
И, наконец, в-третьих, исследование саморегуляции психических состояний: феноменологии, механизмов и закономерностей.
Выступление в пленарной части продолжили представители Санкт-Петербургского института истории РАН Татьяна Тулупьева, Максим Абрамов, Александр Тулупьев. Они представили тему «Психологические особенности, психические состояния пользователя и профиль его уязвимостей в контексте социоинженерных атак». Учеными рассматривается проблема защищенности персонала организации от социоинженерных атак — социальных воздействий извне, направленных на нарушение конфиденциальности информации, с которой работает персонал организации.
— Природа человеческой уязвимости и знание злоумышленником методов социального воздействия могут привести к тому, что у заинтересованных лиц появится доступ к важной информации организации. Задача отделов по работе с персоналом или служб безопасности организаций — учесть особенности сотрудников и правильно выстроить профилактическую работу, чтобы предотвратить нарушение конфиденциальности информации.
В их выступлении приведены результаты исследования, которые могут быть интересны сотрудникам отделов по работе с персоналом, поскольку дают основу для балансирования требований к потенциальному сотруднику в процессе подбора кадров, приема на работу и совершенствования процедур сопровождения сотрудников организации.
А. Зайденгберг из Университета Лобачевского (Нижний Новгород) представил результаты исследования о взаимосвязи психических состояний и поведения в ситуациях морального выбора.
В работе конференции приняли участие иностранные гости: кандидат педагогических наук Хосе Алонсо Агилар Валера (Лима, Перу) с работой «Оценка саморегуляции в нормальных и клинических условиях».
Выступали и студенты. Так, студентка 3 курса Института психологии и образования Анастасия Берникова представила результаты исследования о влиянии текстового контента на психические состояния.
А ее коллега — студента 4 курса ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Диана Зуева обратилась к весьма интересной теме «Особенности построения личных отношений у мужчин с однополым влечением в зависимости от их сексуально-ролевой идентичности».
После пленарного заседания участники конференции разошлись по мастер-классам, тренингам и круглым столам, вся работа в которых направлена на обмен результатами научных исследований и практическим опытом в сфере психологии состояний, а также на установление профессиональных контактов, неформальное общение по вопросам психических состояний и расширение связей между вузами страны и зарубежья.
Тренинговая форма многих семинаров и мастер-классов позволила в непринужденной обстановке донести до присутствовавших достаточно серьезные и важные тезисы. Основная работа велась по темам «Моделирование образа будущего: субъектный подход», «Начинай, представляя конечную цель», «Возможности танцевальной терапии в регуляции психических состояний» «Неконтролируемый стресс в повседневной жизни». Речь шла и о способах управления своими эмоциями, и о средствах борьбы со стрессом (имеются в виду психологические способы), и о том, как можно определить проблемные зоны во взаимоотношениях с близкими, а главное, как разрешать возникшие проблемы отношений.
Конференция продлится еще один день. Молодые ученые – психологи еще будут обсуждать актуальные проблемы психологической науки, представляя свои доклады на пленарных и секционных заседаниях.