С нового учебного года в Институте психологии и образования стартует апробация дуальной модели подготовки учителей.
— Речь идет о новой модели, в которой сочетаются теоретическая подготовка и практика в школе, – пояснил замдиректора Института психологии и образования КФУ Тимирхан Алишев. – Первопроходцем апробации дуальной системы подготовки стала международная мультилингвальная школа «Бала-Сити».
Суть дуальной формы заключается в том, что студенты педагогических специальностей, начиная с третьего курса, три дня в неделю проводят в школе, полноценно выполняя обязанности учителя и получая зарплату, а три дня — учатся в аудиториях.
Напомним, что в Казанском университете на уровне бакалавриата уже реализуются три базовые модели подготовки учителей: традиционная, распределённая и интегрированная. Так, в Елабужском филиале действует традиционная форма обучения, усиленная значительным развитием кадрового потенциала и модернизацией инфраструктуры. Традиционная форма предполагает, что предметные кафедры занимаются только подготовкой учителей.
В головном вузе, в Казани, несколько отошли от традиционной системы и создали педагогические отделения непосредственно в структуре большинства профильных институтов. В рамках подобной распределённой системы обеспечивается эффективное погружение будущего педагога в предметную область. Координатором же психолого-педагогической подготовки и главной площадкой методических разработок при этом остается действующий в структуре университета Институт психологии и образования.
В КФУ активно развивается и интегрированная модель подготовки учителей, когда на основе гибких учебных планов бакалаврам предметных направлений подготовки предоставляется возможность после первого или второго года обучения перейти на педагогические профили или пройти профессиональную переподготовку. Это особенно актуально в связи с возникающим спросом существенный дефицит педагогов по ряду предметных областей.
Формат дуального обучения позволяет образовательному учреждению заказывать вузу необходимых специалистов, участвовать в их подготовке и формировании квалификаций.
— Дуальная модель педагогического образования позволит расширить образовательно — средовое пространство подготовки будущих учителей для получения ими опыта практического применения. Сейчас перед нами стоит задача сделать дуальную модель подготовки педагогов массовой, привлечь к ней традиционные образовательные учреждения. Это в свою очередь обеспечит более полное овладение выпускниками ИПО соответствующих профессиональных компетенций.