В третий раз в Институте психологии и образования Казанского университета открывается научно-практическая конференция «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы», которая с первого года проведения приобрела международный статус.
Сегодня в КФУ собрались более 200 психологов из почти 30 регионов России, а также представители психологических организаций из разных стран мира.
Участников конференции поприветствовал проректор по инновационной деятельности КФУ Дмитрий Пашин:
– Я рад открыть третью международную конференцию «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы». Символично, что она проходит в Казанском университете, потому что история казанской школы психологии, в том числе и русской школы психологии, в значительной степени связаны с именем В.М. Бехтерева и Казанским университетом. Именно пребывание этого ученого в нашем университете дало толчок развитию психологии в Казани и послужило открытию в Казанском университете первой в России экспериментальной психологической лаборатории. За прошедшие 130 лет психологами Казанского университета был пройден длинный путь и получены значительные результаты. Все из вас знают выдающиеся имена ученых, в разное время учившихся, преподававших, проводивших исследования в стенах нашего университета. Я благодарю наших гостей за то, что вы приехали к нам для плодотворной работы, направленной на развитие психологии как науки.
Директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин с гордостью отметил факт, что традиции основателей российской психологии мирно сосуществуют с инновациями.
– Семь лет назад на этапе становления Казанского федерального университета прошел процесс объединения факультета психологии и педагогического института, и начался новый этап развития казанской психологии.
Исследования в области психологии состояний поддерживаются грантами Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Психологами КФУ опубликовано более 1500 работ, причем каждые два года публикуются сборники трудов по психологии состояний. Именно у нас созданы первые в России и мире учебники по психологии состояний, а результаты исследований в области психологии состояний отмечены различными наградами профессионального психологического сообщества.
Мне очень приятно говорить о том, что фундаментальность казанской психологической школы позволила усилить и психолого-педагогическую подготовку будущих педагогов. Мы сформировали для себя новые сферы деятельности, нашли новые темы для исследований, связанные со специальной, детской, педагогической, медицинской психологией. Мы открываем новые образовательные программы по психологии: с 2015 года открыта магистратура по психологии состояний.
Те традиции, которые мы сохранили, и инновации позволили нам стать успешными. А благодаря исследованиям и публикациям наших ученых, в том числе и психологов, КФУ удалось подняться в международном рейтинге и занять 125 строчку в предметном рейтинге «Образование».
Особо отметил директор ИПО КФУ группу исследователей, которые на протяжении десятилетий под руководством профессора Александра Октябриновича Прохорова вносят значительный вклад в развитие казанской психологической школы.
Заведующий кафедрой общей психологии, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член экспертных советов РФФИ, РГНФ, РНФ, соорганизатор конференции Александр Прохоров назвал основную цель проведения концеренции. (Более подробно о результатах разработок теории психических состояний, осуществляемой группой исследователей КФУ под руководством А.О.Прохорова, читайте на сайте КФУ).
— Наша жизнь – это и есть психические состояния: хорошие или плохие настроения, радость или печаль, утомленность или бодрость. Фактически конференция посвящена изучению психологических механизмов нашей жизни, как это влияет на нашу работоспособность, наше поведение, какие здесь имеются возможности и закономерности.
Наша конференция получила статус международной, и это, на мой взгляд говорит об актуальности мероприятия. Спасибо ректору Казанского университета Ильшату Гафурову и директору ИПО Айдару Калимуллину за подготовку конференции. Уверен, встреча пройдет плодотворно и интересно. Спасибо всем, кто отозвался для участия, надеюсь, сотрудничество будет полезным.
Закончив несколько десятилетий назад Ленинградский университет по специальности психология и защитив там кандидатскую диссертацию, Вольдемар Колга из Таллинского университета рад вернуться в Россию, чтобы увидеть изменения, происходящие здесь, и сделать доклад на тему «Ривалитет, конкуренция и сотрудничество».
— Что работает лучше: конкуренция или сотрудничество? Что в целом перспективнее, конкуренция или сотрудничество — в общем виде сказать трудно. Конкуренция легче понимается, ее легче запустить, а сотрудничество более сложные и более хрупкие отношения. Сотрудничество трудно создать, но легко разрушить. А крупный бизнес, система образования, здравоохранения и большинство родителей продолжают поощрять конкуренцию, почти полностью пренебрегая силой сотрудничества. Вот об этом я и хочу рассказать на конференции своим коллегам.
Конференция продлится еще два дня. Специалисты всего мира будут обсуждать актуальные проблемы психологической науки, представляя свои доклады на пленарных и секционных заседаниях.
Основными вопросами, обсуждаемыми на конференции, станут теоретические и методологические проблемы изучения психического состояния как психического явления; исследования отношений между сознанием и психическим состоянием, возрастные, педагогические и социальные аспекты; проблемы диагностики специфики проявлений состояний в профессиональной деятельности, вопросы регуляции состояний, проблемы психологического здоровья, ресурсов человека, а также проблемы «трудных» и пограничных состояний.
Организаторами конференции выступили Казанский федеральный университет, Институт психологии РАО, МГУ им.М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Как пережить стресс,
На конференции будут обсуждаться темы стресса, постстрессовых состояний, возрастных и педагогических аспектов психических состояний, психических состояний в профессиональной деятельности, «трудных» состояний субъекта, а также вопросы психологического здоровья человека.
Как психическое и психологическое здоровье влияет на психологическую готовность личности к профессиональной деятельности и существует ли взаимосвязь агрессивности подростков со склонностью к психотравматизации, – ответ на эти и другие вопросы предстоит найти сегодня и завтра в рамках пленарного заседания и дискуссионных круглых столов площадок.