В Казанском университете разработана и апробирована система оценки формирования компетенций будущего учителя

В Казанском университете продолжается масштабная трансформация обучения будущих учителей. На этот раз ученые вуза обратили внимание на поиск и обоснование форм и методов оценивания профессиональных компетенций, указанных в профессиональном стандарте педагога.

Доцент кафедры теории и практики перевода Института международных отношений КФУ, директор Немецкого центра Ольга Донецкая и доцент кафедры  педагогики высшей школы Института психологии и образования КФУ Инна Голованова уверены, что достижение высокого уровня профессиональной компетентности представляет собой стратегическую цель профессионального педагогического образования.

Они связывают это с попыткой привести в соответствие содержание образования и потребности рынка:  в настоящее время возрастает спрос на работников, располагающих определенным личностным потенциалом, способных решать сложные профессиональные проблемы комплексного характера.

– Для обеспечения необходимого качества образования в период обучения у выпускника должна быть сформирована профессиональная компетентность будущего учителя. В условиях модернизации педагогического образования система профессиональной подготовки педагогов сосредоточена на изменении подходов к организации практической составляющей, – поделилась Ольга Игоревна.

Поиск и обоснование форм и методов оценивания профессиональных компетенций в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога, относится к разряду насущных проблем современной педагогики высшей школы.

Вот ученые Казанского университета и поставили цель определить уровни формирования компетенций у студентов — будущих учителей и выявить основные компоненты компетенции дальнейшего профессионального развития.

 

Опытно-экспериментальной базой исследования стала кафедра педагогики высшей школы Института психологии и образования КФУ. Здесь реализуются программы педагогической магистратуры, направленные, в первую очередь, на профессионализацию в подготовке педагога.

В настоящее время область формирования профессиональных компетенций у студентов вузов находится в зоне приоритетных направлений исследовательской деятельности ученых-педагогов.

Всего исследованием было охвачено 132 магистранта. Из них пришли в магистратуру после педагогического бакалавриата – 79 человек, с дипломом бакалавра непедагогического профиля – 41 человек, после специалитета и имеют опыт преподавательской деятельности – 12 человек. Входные параметры сформированности компетенций базировались на результатах вступительных испытаний в магистратуру.

 

Реализуется компетентностный подход в ходе педагогической практики магистратуры.

В ходе педагогической практики студентов не только проверяется их готовность к осуществлению профессиональной деятельности, но и продолжается развитие и совершенствование уже частично сформированных профессиональных компетенций.

Исследование проблемы проводилось в несколько этапов.

На начальном этапе были определены и конкретизированы актуальные  компетенции и диагностика их сформированности.

Ученые отметили, что в сложившейся системе подготовки педагогов зачастую наблюдается определенный перекос: студенты овладевают на высоком уровне теоретическими знаниями, но не обнаруживают готовности применения этих знаний в своей практической деятельности для решения конкретных профессиональных задач.

На следующем этапе исследования ученые провели моделирование практической деятельности, в которой разработали задания для первой педагогической практики.

Далее осуществлялось проектирование диагностической системы критериев и показателей сформированности компетенций будущих педагогов, базирующееся на оценке представленной отчетной документации, оценке реализуемых уроков и рефлексии по ним.

Диагностический этап включал в себя оценку по показателям уровня сформированности педагогических компетенций.

На этом этапе важно было выровнять имеющиеся разрывы для дальнейшего развития компетенций. Работа проходила как при изучении теоретических разделов, где студенты осуществляли исследовательскую и проектировочную деятельность, подготавливаясь к практической деятельности. Преподаватель, осуществляющий руководство педагогической практикой, проводил обучающее консультирование по выявленным разрывам. Преподаватели, читающие теоретические курсы и ведущие семинарские занятия, а также учителя, курирующие магистрантов со стороны образовательной организации, проводили работу по развитию ожидаемых параметров, состоящих из актуальных компетенций, развиваемых в ходе первой педагогической практики.

Анализ и систематизация образовательных результатов студентов (оценка паспорта проекта и оценка урока или внеурочного мероприятия) позволили выявить проблемные области в формировании компетенций будущих учителей.

Нашим студентам сложно дается формулирование целей урока или мероприятия с ориентацией на деятельность обучающихся. Отсюда проявляется и их неумение оценивать образовательные результаты, полученные обучающимися.

На завершающем этапе после проведенного количественного и качественного анализа данных были установлены актуальные зоны дальнейшего развития компетенций магистрантов.

Ученые также сделали вывод, что магистрантам непросто осуществлять подбор техник и приемов для реализации образовательных целей. Особое внимание в магистратуре следует уделять формулированию педагогических выводов и определению педагогических рекомендаций.

Результаты исследования представлены в статье «Подготовка к профессиональной деятельности будущего учителя с использованием системы оценки формирования компетенций //Preparation for future teacher professional activity using a system for assessing the formation of competences , опубликованной в журнале «Образование и саморазвитие» и проиндексированной в Scopus 

Разработанная система оценивания профессиональных компетенций студентов-будущих педагогов, сформированная в ходе педагогической практики магистрантов, была апробирована в рамках реализации проекта по модернизации педагогического образования 2013-2017 годов и также использовалась в проекте минобрнауки РТ «Сертификация выпускников вузов педагогического направления» и  показала свою эффективность в совершенствовании подготовки будущих педагогов.