В Казанском университете продолжается масштабная трансформация обучения будущих учителей. На этот раз ученые вуза обратили внимание на поиск и обоснование форм и методов оценивания профессиональных компетенций, указанных в профессиональном стандарте педагога.
Доцент кафедры теории и практики перевода Института международных отношений КФУ, директор Немецкого центра Ольга Донецкая и доцент кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования КФУ Инна Голованова уверены, что достижение высокого уровня профессиональной компетентности представляет собой стратегическую цель профессионального педагогического образования.
Они связывают это с попыткой привести в соответствие содержание образования и потребности рынка: в настоящее время возрастает спрос на работников, располагающих определенным личностным потенциалом, способных решать сложные профессиональные проблемы комплексного характера.
– Для обеспечения необходимого качества образования в период обучения у выпускника должна быть сформирована профессиональная компетентность будущего учителя. В условиях модернизации педагогического образования система профессиональной подготовки педагогов сосредоточена на изменении подходов к организации практической составляющей, – поделилась Ольга Игоревна.
Поиск и обоснование форм и методов оценивания профессиональных компетенций в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога, относится к разряду насущных проблем современной педагогики высшей школы.
Вот ученые Казанского университета и поставили цель определить уровни формирования компетенций у студентов — будущих учителей и выявить основные компоненты компетенции дальнейшего профессионального развития.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала кафедра педагогики высшей школы Института психологии и образования КФУ. Здесь реализуются программы педагогической магистратуры, направленные, в первую очередь, на профессионализацию в подготовке педагога.
– В настоящее время область формирования профессиональных компетенций у студентов вузов находится в зоне приоритетных направлений исследовательской деятельности ученых-педагогов.
Всего исследованием было охвачено 132 магистранта. Из них пришли в магистратуру после педагогического бакалавриата – 79 человек, с дипломом бакалавра непедагогического профиля – 41 человек, после специалитета и имеют опыт преподавательской деятельности – 12 человек. Входные параметры сформированности компетенций базировались на результатах вступительных испытаний в магистратуру.
Реализуется компетентностный подход в ходе педагогической практики магистратуры.
– В ходе педагогической практики студентов не только проверяется их готовность к осуществлению профессиональной деятельности, но и продолжается развитие и совершенствование уже частично сформированных профессиональных компетенций.
Исследование проблемы проводилось в несколько этапов.
На начальном этапе были определены и конкретизированы актуальные компетенции и диагностика их сформированности.
Ученые отметили, что в сложившейся системе подготовки педагогов зачастую наблюдается определенный перекос: студенты овладевают на высоком уровне теоретическими знаниями, но не обнаруживают готовности применения этих знаний в своей практической деятельности для решения конкретных профессиональных задач.
На следующем этапе исследования ученые провели моделирование практической деятельности, в которой разработали задания для первой педагогической практики.
Далее осуществлялось проектирование диагностической системы критериев и показателей сформированности компетенций будущих педагогов, базирующееся на оценке представленной отчетной документации, оценке реализуемых уроков и рефлексии по ним.
Диагностический этап включал в себя оценку по показателям уровня сформированности педагогических компетенций.
– На этом этапе важно было выровнять имеющиеся разрывы для дальнейшего развития компетенций. Работа проходила как при изучении теоретических разделов, где студенты осуществляли исследовательскую и проектировочную деятельность, подготавливаясь к практической деятельности. Преподаватель, осуществляющий руководство педагогической практикой, проводил обучающее консультирование по выявленным разрывам. Преподаватели, читающие теоретические курсы и ведущие семинарские занятия, а также учителя, курирующие магистрантов со стороны образовательной организации, проводили работу по развитию ожидаемых параметров, состоящих из актуальных компетенций, развиваемых в ходе первой педагогической практики.
Анализ и систематизация образовательных результатов студентов (оценка паспорта проекта и оценка урока или внеурочного мероприятия) позволили выявить проблемные области в формировании компетенций будущих учителей.
— Нашим студентам сложно дается формулирование целей урока или мероприятия с ориентацией на деятельность обучающихся. Отсюда проявляется и их неумение оценивать образовательные результаты, полученные обучающимися.
На завершающем этапе после проведенного количественного и качественного анализа данных были установлены актуальные зоны дальнейшего развития компетенций магистрантов.
Ученые также сделали вывод, что магистрантам непросто осуществлять подбор техник и приемов для реализации образовательных целей. Особое внимание в магистратуре следует уделять формулированию педагогических выводов и определению педагогических рекомендаций.
Результаты исследования представлены в статье «Подготовка к профессиональной деятельности будущего учителя с использованием системы оценки формирования компетенций //Preparation for future teacher professional activity using a system for assessing the formation of competences , опубликованной в журнале «Образование и саморазвитие» и проиндексированной в Scopus
Разработанная система оценивания профессиональных компетенций студентов-будущих педагогов, сформированная в ходе педагогической практики магистрантов, была апробирована в рамках реализации проекта по модернизации педагогического образования 2013-2017 годов и также использовалась в проекте минобрнауки РТ «Сертификация выпускников вузов педагогического направления» и показала свою эффективность в совершенствовании подготовки будущих педагогов.