Ева говорит на русском языке. По классу она передвигается на колесной платформе по заданной человеком траектории, на скорости не более 5 км/час. С помощью видеокамеры робот может следить за тем, чтобы дети не списывали. Или наоборот, поменяться с учителем местами — например, Ева будет вести диктант, а человек сможет следить за дисциплиной и тем, чтобы дети добросовестно выполнили задание. Такого в российских школах еще не было, им выпала уникальная возможность протестировать пилотный инновационный проект, утверждает директор школы-интернета Тимербулат Самерханов.
Управлять роботом просто с помощью любого устройства, которое имеет доступ к сети Wi-Fi — смартфона, ноутбука, компьютера или планшета. Преподаватели сами будут задавать тему урока, по которой Ева будет читать школьникам теорию, а после сможет ответить на вопросы и проверить новые знания. Программу будут составлять сами сотрудники лицея, они же смогут закачивать ее в память Еве.
«Современным детям интереснее слушать робота, чем простого учителя — это улучшает образовательный процесс», — говорит Дарья Никитина, сотрудник инженерного института при КФУ.
Фото: Василий Иванов, kazanfirst
Ева сошла с конвейера магнитогорского научно-производственного объединения «Андроидная техника», которое занимается разработкой и производством человекоподобной робототехники, в том числе военной. Она стоит около 1 млн рублей, покупка была профинансирована из средств бюджета университета.
«Если ты учишься в кабинете физики, где у тебя есть всего одна пружина, а не современное оборудование, предметом не сильно заинтересуешься, — рассуждает Самерханов. — У нашего выпускника должны быть навыки инженера, умеющего работать руками, и программиста, который сможет вдохнуть в деталь жизнь».
Тимербулат Самерханов | Фото: Василий Иванов, kazanfirst
Кроме Евы в кабинетах IT-лицея появились еще два новых робота, которые умещаются в руках — это паук и человекоподобный AR-103, которые сошли с конвейера того же завода. Чтобы заставить их двигаться, школьникам понадобятся знания в математике и физике, рассказывает Никитина.
«Это шагающие роботы, им нужно задать траекторию движения, запрограммировать с помощью математических формул, которые нужно знать, — объясняет она. — Сломать их будет сложно. Корпуса роботов сделаны из специального защитного материала».
Чтобы запустить роботов, нужно знать математику и физику | Фото: Василий Иванов, kazanfirst
Будущее за IT-технологиями, рассуждает Самерханов, тем более, когда речь идет об обучении одаренных детей. По его словам, можно всерьез заинтересовать наукой, только когда для этого созданы все условия. На крупных производствах теперь везде расчеты сейчас делают компьютеры, и в некоторых случаях роботы справляются с поставленными задачами лучше, чем человек, и дают минимальный процент брака. Ручная сборка становится больше имиджевой, как, например, производство одного из самых роскошных автомобилей в мире Rolls Royce, чтобы увеличить стоимость продукта.
Фото: Василий Иванов, kazanfirst
Ева — робот думающий, но еще далекий от искусственного интеллекта, она будет выполнять лишь те команды, которые задаст ей учитель. В советское время учитель был единственным источником знаний, и у школьников был узкий доступ к библиотекам. Сейчас современным детям это тяжело понять, имея свободный доступ в интернет, продолжает директор лицея. Он считает, что даже с появлением роботов профессия учителя всегда будет актуальной, но изменится его роль в обучении — он станет проводником к знаниям и будет задавать вектор обучения.
Фото: Василий Иванов, kazanfirst
«Человек должен учить человека, иначе мы будем получать только сухие знания, — продолжает он. — Мы школу помним не только по знаниям, которые получили, но и по атмосфере, по переменам и общению с одноклассниками. У робота материалы ограничены базой данных, будут возникать все равно новые вопросы, на них нужно будет отвечать людям».