В научном журнале второго квартиля (Q2) Contemporary Educational Technology («Современные образовательные технологии») была опубликована статья ученых Казанского федерального университета «Трансформация педагогической коммуникативной компетентности при создании цифровых онлайн-курсов» / Transformation of pedagogical communicative competence during creation digital online courses.
В составе авторского коллектива – старший преподаватель кафедры педагогики ИПО Максим Грунис, доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО Инна Голованова, профессор кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Галия Кирилова. Отметим, что именно Максим Грунис является первым автором данной статьи, цель которой — выявить трансформации коммуникативных функций.
Актуальность исследования обусловлена сложившейся в связи с пандемией короновируса ситуацией, которая создает условия для решения неотложных оперативных образовательных задач, в том числе, перехода на новый — дистанционный — формат обучения.
«Новые задачи требуют трансформации компетенций учителей, в том числе и педагогической коммуникативной компетентности, основанной на способности учителя систематизировать информацию в новом цифровом формате при создании цифровых обучающих видеороликов», — пояснил Максим Леонидович.
На первый взгляд кажется, что работать на компьютере с обучающими видео довольно просто. Но будущий учитель должен уметь совмещать различные составляющие своей деятельности. Например, заранее подготовить систематизирующий теоретический материал, продумать мотивирующий блок, эмоционально передать информацию студенту, продемонстрировать необходимый практический опыт.
Исследование проводилось в Институте психологии и образования КФУ. В экспериментальную базу исследования вошли 120 человек: 10 преподавателей и студенты, обучающиеся по педагогическим образовательным программам. В качестве методов исследования использовались анкеты, наблюдение и факторный анализ.
Участники эксперимента в студии Jalingva записывали видео для онлайн-курсов в рамках изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Данный курс помогает будущим учителям развивать компетенции, необходимые для создания и применения обучающих видеороликов в своей профессиональной педагогической деятельности.
В рамках учебного курса участники были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную.В экспериментальную группу вошли студенты, предпочитающие работать с видеоинформацией. Контрольная группа состоит из студентов, предпочитающих работать с текстовой информацией.
Исследование проводилось в три этапа.На первом этапе педагог разрабатывает и проводит лекцию, снимает видео к своей лекции. Затем учитель дает ученикам инструкции по подготовке видеороликов, соблюдение требований к содержанию и общению (взаимодействию). Студенты получают задание снять видео. На втором этапе студенты получают знания о структурировании материала и об инструментах, использованных при реализации видео. На третьем этапе студенты взаимодействуют друг с другом в процессе создания видео (в инструментальной и дизайнерской сфере).
«Важно усвоить не только предметные знания, но также умение использовать цифровые инструменты и развивать навыки записи видеоматериалов, которые полезны с дидактической точки зрения. В онлайн-образовании сейчас время экспериментов. Нет единого стандарта качества, и никто пока не знает, как правильно. Если вы разбираетесь в форматах и технологиях, то сможете гибко подойти к разработке своего курса и оптимально выбрать инструменты», – добавила Инна Голованова.
В результате исследования были выделены трансформирующие показатели педагогической коммуникативной компетентности. Это поможет будущим учителям эффективно осуществлять свою деятельность в цифровой образовательной среде.
«Такими показателями являются: умение организовать интерактивное сотрудничество во время обучения, умение организовать взаимный обмен и развитие студентов, умение создавать открытую среду для анализа и совершенствования», — уверены исследователи.
Полученные выводы помогли сформировать рекомендации по повышению квалификации будущих учителей и развитию организации практики обучения в цифровой среде.
«Исследование позволяет улучшить видеоконтент и повысить эффективность его использования в учебном процессе. Также результаты эксперимента могут стать основой для совершенствования программ подготовки учителей. Особенно это может быть полезно для развития педагогических коммуникативных и цифровых компетенций будущих учителей».