В ИПО КФУ прошло заседание Ученого совета

В рамках заседания, перед тем как приступить к обсуждению основных вопросов, директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин вручил благодарственные письма от компании Microsoft особо отличившимся во время работы VII Международного форума по педагогическому образованию сотрудникам.

Далее на правах председателя Ученого совета Айдар Калимуллин открыл заседание. Он предложил к рассмотрению три вопроса, касающиеся конкурсного отбора претендентов на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, представления к присвоению ученых званий, отчет о научной деятельности ИПО за 2021 год и задачи на 2022 год. По традиции в повестку был включен блок «разное», где рассматривались сопутствующие задач и отчет о поездке в Узбекистан.

Далее члены Совета перешли к основной повестке дня. С особой тщательностью были рассмотрены кандидатуры на замещение должностей  и к ученому званию ППС ИПО КФУ. Члены Ученого совета приняли рекомендации коллективов кафедр –выдвинутые кандидатуры получили поддержку Ученого совета. Так, старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики специального образования назначена Е.Кириллова, представлена к присвоению ученого звания доцента по специальности  Л. Артищева.

Замдиректора по научной деятельности ИПО КФУ Шамиль Шеймарданов подвел итоги научной деятельности  Института психологии и образования в 2021 году.

Согласно его отчета, за 2021-й год в  ИПО прошло 13 научных мероприятий, из них 12 международных и 1 всероссийское. В международных мероприятиях приняло участие 2348 ученых.  За год учеными ИПО было опубликовано 6 зарубежных монографий и 8 российских.

В изданиях, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science, было опубликовано 86 статей (в 2020-м — 82). Самые часто публикуемые сотрудники в НОЦ педагогических исследований — там на одного НПР приходится 25 статей в предметной области «Образование». Нижнюю строчку рейтинга занимают исследователи дошкольного образования: число статей здесь равняется трем на человека. Лидерами по количеству публикаций в журналах Scopus & WoS признаны Роза Валеева (6 статей), Альфия Масалимова (5), Айдар Калимуллин (4), Павел Устин (3), Анна Ахметзянова  (3).

В 2021 году прошла защита диссертаций. Кандидатами наук стали четыре человека.

Работа в 2021 году велась по 9 грантам от РФФИ и 1 от РНФ. Всего за год грантообладатели получили 21 826 882 рублей.

Одним из ключевых событий научной жизни университета ежегодно становится Международный форум по педагогическому образованию (IFTE). В 2021 году VII Международный форум по педагогическому образованию прошел в смешанном формате: в Казань приехали более 500 участников, порядка 1 000 исследователей приняли участие дистанционно.  Содержательная повестка форума включала в себя работу более 150 научных секций, где признанные российские и зарубежные эксперты обсуждали актуальные вызовы, стоящие перед Россией и миром в новом десятилетии в области образования. Прошла работа в 19 исследовательских группах, в их рамках проведено 41 заседание.

В 2021 году в ИПО прошла разработка собственных методик цифрового обучения на учебном и программном оборудования Парка передовых образовательных технологий EduTech, включая компоненты STEM- и STEAM-технологий, связанных с построением целевых модулей междисциплинарного типа.

В ИПО были созданы новые площадки трансфера технологий, ориентированные на реализацию прямых связей науки и практики, а также разработана антропологической модель педагогического образования, предполагающая тесное взаимодействие представителей различных наук в изучении закономерностей развития человека и общества.

Важным шагом к повышению качества педагогических исследований стало создание единой цифровой платформы координации исследований педагогического образования «Международное сообщество исследователей педагогического образования». Проект полностью создан и поддерживается командой разработчиков КФУ и размещен по адресу https://te.kpfu.ru/

В конце выступления замдиректора обозначил вектор развития института на следующий год.

Планируется создание двух лабораторий: «Исследовательски ориентированная трансформация педагогического образования»  и «Безопасность образовательной среды».

Среди других направлений деятельности ученых ИПО выделены: когнитивные исследования, медицинское и инженерное  образование, развитие направлений исследований в рамках программы Приоритет 2030, увеличение количества статей с соавторстве с зарубежными учеными, соблюдение междисциплинарного подхода в исследованиях, увеличение количества участия в зарубежных конференциях, увеличение объема средств, поступающих на исследовательскую деятельность в рамках грантов, хоздоговорной деятельности и из других источников, регистрация результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и получение дохода от их реализации.

Подробнее с отчетом можно ознакомиться здесь.

В разделе «Разное» заместитель директора по образовательной деятельности Алмаз Галимов рассказал о совместной с завкафедрой общей психологии ИПО Павлом Устином поездке по вузам среднеазиатской республики.

Были посещены вузы, в которых уже реализуются совместные программы: Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Джизакский филиал Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Гулистанский государственный университет, Кокандский государственный педагогический институт. В основном, здесь проходили и встречи со студентами, обучающимися по совместным образовательным программам, и встречи с преподавателями, участвующими в реализации СОП. Были подписаны  дополнительные соглашения и акты на предыдущие периоды реализации СОП. Согласован порядок действий по переводу студентов в КФУ. С руководством вузов прошло обсуждение направлений расширения сотрудничества и прочитаны лекции нашими преподавателями.

В Термезском  государственном университете состоялась встреча с ректором ТГУ Авазом Марахимовым, на которой были обозначены намерения об установлении сотрудничества между ТГУ и КФУ. Представители ИПО презентовали студентам систему педагогического образования в КФУ и провели рабочую встречу с преподавателями кафедр психологии и общей педагогики, где были обозначены направления научного сотрудничества и стажировок.

В Кокандском государственном педагогическом институте и  Ферганском государственном университете после проведения рабочих встреч с руководством вуза была достигнута договоренность о продолжении взаимодействия и выработке предложений по сотрудничеству.

Андижанский государственный университет готов сотрудничать с 2022 года по совместным образовательным программам, профиль Дошкольное образование.

С Ташкентским государственным педагогическим  университетом им. Низами достигнута договоренность об открытии совместных образовательных программ и достигнута договоренность об организации стажировок преподавателей ТГПУ на базе ИПО КФУ.

Замдиректора по образовательной деятельности резюмировал, что вузы Узбекистана заинтересованы в сотрудничестве с КФУ по всем предлагаемым нами направлениям (СОП, стажировки, наука). При этом при активной подготовительной работе новые СОП можно открыть уже в 2022 году (если они заявлены в плане приема КФУ).

Среди сложностей, отметил замдиректора, большинство узбекских студентов по СОП не намерены в дальнейшем приехать в КФУ для очного обучения и настаивают в рамках СОП цдавать учебный материал в упрощенном варианте (или с нарастающей сложностью).

Завершилось заседания Ученого совета ИПО словами поздравления с наступающим новым годом от директора ИПО Айдара Калимуллина.

«Могу обещать: в следующем году работать нам предстоит не меньше, чем в этом, но будущее Казанского университета — в конечном счете, наше с вами будущее, — того стоит. Желаю, чтобы в новом году вы смело шли к достижению своих целей, стремились к новым успехам, были полны творческой энергии и научной настойчивости!», — поздравил руководитель.