Используя принципы иммерсивного обучения, задействующего технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, логопеды получают возможность погружаться в смоделированную преподавателем ситуацию и понять суть нарушения деятельности мозга изнутри.
Стремительное развитие технологий не могло не отразиться на образовательном процессе при подготовке логопедов. И хотя технологии VR (виртуальной реальности) уже не являются чем-то новым, в образовании их стали применять относительно недавно.
«Если раньше студенты-психологи, медики рисовали мозг, различные его изменения и отклонения от нормы, то теперь все это можно рассмотреть в трехмерном пространстве, — рассказывает преподаватель, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Инна Кротова. — Увидев в процессе «погружения» воочию то, что в обычной жизни увидеть нельзя: особенности строения, функционирования и нарушения нейронных связей— мы не только изучаем строение мозга, но и лучше пониманием суть нарушения».
Идея использовать vr –очки при подготовке студентов — будущих логопедов, появилась у Инны Владимировны после просмотра видео Carly’s Café — Experience Autism Through Carly’s Eyes, когда пять минут фильма мы смотрим на мир глазами Карли Флейшманн, 17-летней девушки, страдающей невербальным аутизмом. Это интерактивное видео позволяет пользователю испытать аутизм изнутри.
«Использование vr-технологий реализует две функции в системе подготовки специалистов-дефектологов. Во-первых, это дополненная расширенная реальность, позволяющая увидеть объекты в трехмерном пространстве, например, изучая структуры и элементы мозговых процессов, особенности функционирования нейронных связей и путей. И во-вторых, очки виртуальной реальности погружают в те переживания и ощущения, которые испытывает человек с особенностями восприятия окружающего мира, развивая тем самым эмпатию у участника процесса, — делится своими мыслями доцент ИПО.
Иммерсивное обучение (т.е. обеспечивающее погружение в виртуальную среду), по мнению доцента ИПО КФУ, меняет обучение. Оно происходит эффективнее и быстрее.
«Иммерсивное обучение не только делает процесс усвоения знаний более наглядным и зрелищным, но и позволяет существенно экономить время. К тому же при иммерсивном обучении коэффициент запоминания увеличивается в разы, превращая выпускников в конкурентноспособных специалистов», — резюмирует преподаватель КФУ.
Пока студенты вместе с преподавателем используют материалы существующих лабораторий иммерсивного обучения ( Immersive Training — Embodied Labs), https://www.brainfacts.org/3d-brain. В планах преподавателя ориентировать студентов на понимание принципов разработки иммерсивного видео, которое поможет лучше освоить программу будущим логопедам.
Справка
Иммерсивные технологии, или технологии расширенной реальности, включают виртуальную (virtual reality – VR) и дополненную реальность (augmented reality – AR), а также 360°-видео. Они обеспечивают эффект полного или частичного присутствия в альтернативном пространстве.