В новом детском саду КФУ «Мы вместе» состоялось общее собрание для родителей будущих воспитанников. Целью данного родительского собрания было знакомство с особенностями образовательной работы в этом учебном году.
Организационное собрание открыл директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин. Он рассказал о специфике и преимуществах детского сада для детей с РАС «Мы вместе».
«Детский сад реализует модель комплексного сопровождения детей с РАС. Уникальность данного проекта заключается в возможности объединения усилий исследователей Казанского университета и специалистов садика в целях разработки эффективных технологий успешной социализации ребенка, а также консультирования семей. Не только ученые ИПО заинтересованы в сотрудничестве и уже предлагают свои научные проекты к использованию воспитателям, но и педагоги Института управления, экономики и финансов, Института вычислительной математики и информационных технологий, Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, а также преподаватели из Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и специалисты РАО готовы включиться в работу».
Директор ИПО напомнил, что открытие детского сада стало возможным при поддержке Президента РТ Рустама Минниханова и ректора КФУ Ильшата Гафурова. Кстати, 1 сентября, во время открытия детского сада Президент РТ сказал: «Сегодня нам нужна методология, надо правильно работать с такими детьми. Обычные стандарты здесь не подходят, необходимы другие формы. Думаю, данный центр будет востребован в решении данной задачи».
Заведующая детским садом Ирина Нигматуллина представила вниманию родителей презентацию о дошкольном учреждении, поведала о правилах всех участников образовательного процесса, о занятиях и структуре образовательного учреждения.
«Детский сад КФУ рассчитан на 50 детей. На сегодняшний день прошли психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) 28 деток, из которых 27 рекомендованы к зачислению. К тому же еще 70 семей ежемесячно будут находиться на консультативно-диагностическом сопровождении. В детском саду будут работать десять групп кратковременного пребывания для детей в возрасте от трех до семи лет: шесть групп кратковременного пребывания «Особый ребенок» и четыре группы кратковременного пребывания «Лекотека». Каждая из групп примет не более пяти детей».
Старший воспитатель детского сада «Мы вместе» Надежда Падкина начала свое выступление с того, что озвучила количество коррекционных программ для малышей. «Программы для особенных детей разрабатываются на основе одного общего документа, написанного специалистами учреждения с соблюдением государственных образовательных технологий. Далее под каждого ребенка разрабатывается индивидуальный курс, учитывающий личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Наша задача — выявить особенности каждого ребенка и превратить их в способности».
Специалист прикладного анализа поведения Арина Сазонова рассказала собравшимся о возможностях, которые дает применяемая в работе АВА-технология.
«На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis), — рассказал специалист. — При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт».
«Работа с детьми с аутизмом и их семьями ведется сразу по нескольким направлениям и охватывает все области развития ребенка как в саду, так и дома, — поддержала коллегу Ирина Александровна. — В сопровождение детей с РАС активно включаются психологи, специальные педагоги, логопеды, воспитатели и тьюторы. Но для обеспечения комплексного подхода в работе с детьми с необходимо четко выстроить систему взаимодействия специалистов с семьей».
«Необходимость и важность взаимодействия детского сада и семьи очевидны, — подключился к диалогу Айдар Минимансурович. — Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания».
Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, член правления регионального отделения Российского психологического общества Марина Федоренко рассказала о нарушениях детско-родительских отношений вследствие кризисного воздействия заболевания ребенка и о значении организации всесторонней помощи таким семьям. По результатам проведенного анкетирования будут организованы встречи с родителями для индивидуальных консультаций.
«Родители, помимо серьезной информационной поддержки, нуждаются в обучении конкретным методам и приемам работы с поведением ребенка», — уточнила психолог.
Родители задали вопросы об организации питания в садике, о направлениях кружковой работы, а прошедшие в родительский комитет выборы показали высокую заинтересованность родителей: сразу девять человек предложили свои кандидатуры.
Айдар Минимансурович в своем заключительном слове отметил, что на воспитателей и родителей возлагается особая миссия — «максимально социализировать детей, чтобы они могли учиться и жить наравне со своими сверстниками».