В детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ» КФУ скоро начнутся занятия в «Лекотеке»

В День знаний, 1 сентября, состоялось торжественное открытие детского сада КФУ, реализующего модель комплексного сопровождения детей с РАС и их родителей. Российские и международные эксперты отмечают уникальность этого проекта. Детский сад дает возможность консолидации усилий профильных исследователей КФУ и специалистов детского сада в целях разработки эффективных технологий успешной социализации ребенка с РАС, а также консультирования семей.

«Детский сад КФУ рассчитан на 50 детей. На сегодняшний день прошли психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) 28 деток, из которых 27 рекомендованы к зачислению. Работа с ними начнется в ближайшее время, — поделилась заведующая детским садом «МЫ ВМЕСТЕ», доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ Ирина Нигматуллина. — К тому же еще 70 семей ежемесячно будут находиться на консультативно-диагностическом сопровождении».

Как и планировалосьв детском саду будут работать десять групп кратковременного пребывания для детей в возрасте от трех до семи лет: шесть групп кратковременного пребывания «Особый ребенок» и четыре группы кратковременного пребывания «Лекотека», где обучение будет осуществляться вместе с родителями. Каждая из групп примет не более пяти детей, причем для малышей разработают индивидуальные коррекционные программы.

Об особенностях сопровождения детей в новых вариативных условиях специального образования – Лекотеках — рассказала заместитель заведующего детским садом «МЫ ВМЕСТЕ» Ольга Иванова.

«Одна из форма дошкольного образования Лекотека – это инновационная игровая технология. Первая «Лекотека» открылась в Швеции и переводится как «коллекция игрушек». В один момент родители особенных детей и педагоги решили организовать пространство, куда их дети могли приходить и встречаться со специалистами.

Целью создания Лекотеки в нашем детском саду является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям», — рассказала Ольга Александровна.

Для того чтобы получить возможность заниматься, детки прошли диагностику, после которой прошло их распределение по подгруппам. Родители на протяжении пяти  часов пребывания в «Лекотеке» будут находиться рядом с малышом, поскольку некоторым из-за индивидуальных нарушений находиться в «Лекотеке» крайне тяжело. Само занятие будет проводиться в игровой форме, предполагающей участие и родителя.

Со слов Ольги Александровны, чтобы в дальнейшем ребенка из «Лекотеки» перевели в группу кратковременного пребывания «Особый ребенок», а дальше и в  общие группы детсадов Казани, с детьми работает команда специалистов. Коррекционная работа осуществляется с привлечением учителей-дефектологов, инструкторов ЛФК, педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, тьюторов.

«Программы для особенных детей разрабатываются на основе одного общего документа, написанного специалистами учреждения. Далее под каждого ребенка разрабатывается индивидуальный курс, учитывающий личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. В первую очередь идет работа над социализацией: чаще всего трех-пятилетки, кроме дома, ничего не видели. Мало кто общается с детьми на площадке или в ресурсных центрах. Все это сильно отражается на ребенке».

Коррекционная работа будет проводиться как с ребеночком, так и с мамой. Работа спланирована таким образом, что родители детей, посещающих Лекотеку, станут активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями— это позволит избежать осложнений в начальной фазе адаптации, обеспечить оптимальное ее течение и постепенный переход ребенка из семьи в детский сад.

К тому же, уверены педагоги детского сада, родители, находясь с ребенком в группе, лучше узнают своего малыша, поймут, в чем он успешен и какие у него трудности, а также обучатся формам разностороннего общения и взаимодействия со своими детьми.

«Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации наших педагогов. Кроме того, родители не будут беспокоиться об эмоциональном состоянии ребенка, который через какое-то время начнет приходить в детский сад на полный день. Таким образом, Лекотека даст возможность родителям и деткам пройти «начальную» социализацию в среде сверстников».