В научном журнале второго квартиля издательского дома Emerald Insight была опубликована статья «Attitude of Russian teachers towards the new standards», автором которой выступила научный сотрудник центра педагогических исследований Института психологии и образования Казанского университета Дарья Ханолайнен.
Система профстандартов учителей была введена в 2012 году. Прошли не месяцы — годы, а дискуссии по поводу стандарта не утихают: то ФГОС не нравится родителям, то учителя высказываются против и ворчат-возмущаются: «не хочу, не буду». А некоторые учителя и вовсе считают, что просто ничего не надо менять, «советская система была лучшей в мире», «стандартный урок эффективнее», а «это всё игрульки какие-то». Стандарт, тем не менее, никто не отменял – он обязателен к исполнению.
Вот молодой ученый КФУ решила провести эмпирическое исследование, в рамках которого изучала, как школьные учителя интерпретируют и используют новые профессиональные стандарты в своей деятельности и чувствуют ли они себя мотивированными и подготовленными к работе по ним.
— Цель исследования — выявить, насколько учителя готовы воплощать в жизнь ожидаемые от них перемены. То есть понимают ли учителя, что от них требуется, есть ли у них мотивация реализовать ФГОС, есть ли у них необходимые ресурсы и т.п. Результаты исследования могут повысить эффективность реализации ФГОС, ведь учителя являются основными исполнителями реформы, и если они не могут и/или не хотят ее принимать, то реформа провалится, — пояснила Дарья Ханолайнен.
Промежуточные результаты исследования Дарья год назад представляла ученым Европейской ассоциации исследований в области образования (EERA) во время работы ежегодной летней школы на базе Университета Иоганна Кеплера (Линц, Австрия), где в качестве дополнительного материала получила результаты исследований профессиональных стандартов педагога учеными разных стран
Проведенное Д.Ханолайнен исследование проходило в Татарстане в два этапа: на первом этапе 123 учителя (62 преподавателя средней школы и 61 начальной школы) приняли участие в опросе. Их участие было добровольным – респонденты были приглашены через региональный центр профессионального развития и переподготовки учителей с помощью случайной выборки по таким характеристикам, как пол, возраст, тип школы и квалификация учителя.
Во втором этапе исследования 10 учителей приняли участие в полуструктурированных очных интервью. Все вопросы опроса и интервью (переводы) доступны онлайн.
— В результате первого этапа (анкетирование 123 педагогов) была получена общая картина отношения учителей к новым стандартам.
Цель второго этапа (полуструктурированные личные интервью с десятью преподавателями) заключалась в более подробном изучении отношения учителей к ФГОС.
Большинство респондентов (87%) — женщины среднего возраста (из 123 респондентов 47% — старше 45 лет), 81% респондентов имели опыт работы в школе более 12 лет, 93% имели высшее образование и 30% были из сельской местности.
Результаты исследования показывают, что учителя все еще адаптируются к новым стандартам и чувствуют себя лишь частично подготовленными к работе в новой системе.
— Несмотря на то, что процент тех, кто одобряет новые стандарты, достаточно высок (около 80%), только 13% учителей чувствуют себя полностью подготовленными к работе в рамках новых стандартов.
34 процента сообщили об отсутствии поддержки со стороны администрации школы или государственных органов. А 64% опрошенных считают, что отсутствие мотивации является основным препятствием для их адаптации к новым стандартам.
— Этот факт, по сути, противоречит подавляющему позитивному отношению к новым стандартам, выраженному в том же опросе, и может сильно подорвать всю реформу системы. Потому что готовность учителей внедрять новые практики является ключевым фактором в улучшении образования.
Опираясь на результаты исследования, ученый КФУ ожидает, что общее восприятие стандартов у учителей может измениться с течением времени.