В последний день Форума состоялось выступление доктора наук, доцента Университета Миньо (Португалия), президента Ассоциации исследований в области педагогического образования и обучения (ISATT) Марии Флореш.
Доклад посвящен начальному образованию учителей, в частности, изменениям, внесенным в результате реализации Болонского процесса. Профессор отметила, как были инициированы изменения и проходил процесс изменений на протяжении 10 лет в Португалии.
Почти 11 лет в университетах Португалии используют последовательную модель обучения: вначале студенты получают степень бакалавра в течение трёх лет, затем обучаются в магистратуре, где более точечно изучают какую-то дисциплину.
— Особенностью педагогического образования в Португалии является глобализация профессиональной практики и практика в исследовании, что означает, что студенты развивают педагогический проект в школе и дают по нему отчёт.
По словам Флореш, она обучалась по старой системе, где обучение велось пять лет, и практика шла только на пятом курсе обучения. В своем выступлении она противопоставила эти две системы.
— К плюсам существующей ныне системы подготовки учителей можно отнести расчленение педагогических и исследовательских целей, разнообразие методов сбора данных, мобилизацию разных видов знаний. Сложностями в данной системе подготовки становятся наставничество и интеграция исследований в практику. В результате, благодаря новой системе студент приобретает пять обязательных качеств педагога: глубокое знание своей дисциплины, навыки управление классом, знания дидактики (методы обучения своему предмету), профессиональная педагогическая практика, применение культурных, социально- этетических знаний в своей работе прподавателя.
Резюмируя, профссор отметила, что рефлексивная составляющая модели ориентирована на профессиональное развитие студентов в условиях демократического подхода к образованию.
— Интеграция преподавания и исследований и продвижение педагогической практики как пространства трансформации, а не процесса адаптации или применения теории, вполне могут представлять собой движение к мобилизации знаний и практике, основанной на исследованиях.