Ежегодная конференция Ассоциации по педагогическому образованию в Европе ATEE (Association for Teacher Education in Europe) проходит в эти дни в онлайн-формате.
В работе конференции Imagining & Remaking Teacher Education принимают участие ученые из Польши, Бельгии, Португалии, ЮАР, Украины, Португалии, Австралии, Румынии, Швеции, Швейцарии и других стран.
В программу конференции включен доклад Linking theory and practice in training teachers: Russian perspective / «Связь теории и практики в подготовке учителей: российская перспектива», подготовленный учеными Института психологии и образования Айдаром Калимуллиным, Розой Валеевой, Татьяной Баклашовой.
«В связи с пандемией дистанционного обучения системы педагогического образования во всем мире столкнулись с проблемой разрыва обычных интегративных связей между теорией и практикой. Изменился формат взаимодействия, началось активное внедрение различных видов практики, а также разработки и тестирования цифровой дидактики.
Но не только сложности выявил дистанционный формат обучения. Как и в любой кризисной ситуации он выявил и преимущества данного формата: у студентов при индивидуальном режиме обучения появилась возможность прослушивания лекций в любое удобное время, стали активно развиваться цифровые навыки и компьютерную грамотность, в разы выросла инициация к самообучению и саморазвитию студентов», — говорится в сделанном казанскими учеными докладе.
В проведенном в 2020-м году исследовании ученые КФУ искали ответы на вопросы, каковы последствия пандемии для практической подготовки учителей, которая предполагает интеграцию теории и практики, есть ли преимущества от обучения на практике в дистанционном режиме.
В результате проведения глубинных интервью и их качественного анализа исследователи отметили, что пандемия оказала довольно сильное влияние на образование, в том числе и в системе теоретической и практической подготовки педагогов (это отметили 54,48% от профессорско-преподавательского состава). К тому же стало ясно, что в ближайшее время надо срочно повышать ИКТ-компетентность (49,94%) и возможность активно развиваться в сфере цифрового образования (77,18%).
Важность цифровых образовательных ресурсов в теоретической и практической подготовки будущих учителей подчеркнули 59% из опрошенных респондентов. 81,72% сотрудников ППС настаивают на выстроенной методически правильной взаимосвязи теоретических дисциплин и заданий для практики.
«Наше исследование свидетельствует в пользу эффективности организации процесса вузовского педагогического образования (во время пандемии) за счет интеграции теории и практики на уровне содержания и технологий обучения. Этому способствуют использование гибких учебных программ (принцип модульности), обеспечение преемственности содержания дисциплин и практик, комплексная система оценки уровня сформированности компетенций с условием взаимосвязи набора инструментов оценки дисциплин и практик», — резюмировали ученые.
Напомним, Казанский федеральный университет вошел в состав Европейской ассоциации педагогического образования (ATEE) в 2017 году. Организация преследует цель повышения качества преподавательского образования в Европе и поддержки профессионального развития учителей и преподавателей на всех уровнях.
Вступление в Ассоциацию способствовало продвижению КФУ в международном пространстве, поддержанию связей между европейскими организациями, работающими в сфере образования. Ведущие вузы Европы стали перенимать опыт КФУ по подготовке учителя XXI века.
Доказательством активного диалога и международного обмена исследованиями и практическими результатами является не только включение КФУ в сетевой проект ATEE «Педагогическое образование в Центральной и Восточной Европе: последние события и будущие вызовы», но и ежегодное участие ученых Казанского университета в научных конференциях мирового уровня.