Крупное германское издательство Barbara Budrich Publishers опубликовало международную коллективную монографию по дополнительному образованию детей в мире.
В написании глав для данного издания приняли участие представители девяти стран (Япония, Канада, США, Корея, Великобритания, Германия, Гонк-Конг, Швеция, Россия), являющихся членами исследовательской сети Международной Ассоциации Исследователей Образования WERA IRN по дополнительному образованию детей. Главу, посвященную постановке дополнительного образования детей в России, написали профессор Казанского университета Роза Валеева и доцент Рамиля Касимова.
В главе, написанной профессором Розой Валеевой и доцентом Рамилей Касимовой представлен обзор изменений в образовательной политике, имеющих серьезные последствия с точки зрения структуры и учебной программы дополнительного образования в России. Ключевым вопросом в данной главе является ознакомление зарубежного читателя о внешкольном образовании России. В главе раскрывается история и роль дополнительного образования в России, а также влияние местной и национальной политики и социальных структур на его развитие в стране.
«Дополнительное (внешкольное) образование детей в системе образования Российской Федерации приобрело свои основные характеристики только в 90-е годы прошлого века, — говорится в главе. — Дополнительное образование детей выросло из неформального образования, которое имело за свою столетнюю историю примеры организации внешкольной деятельности детей в царской России, а затем в Советском Союзе. Детские учреждения, созданные в России, за время своего существования претерпели существенные изменения в целях, задачах, принципах, функциях, формах работы, сферах деятельности. Современное дополнительное образование детей как система характеризуется созданием условий для свободного выбора ребенком направления обучения и времени его развития«.
Особое внимание уделяется особенностям дополнительного образования детей в России и его взаимосвязи с общим образованием. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы: предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой (например, математикой или физкультурой можно заниматься в разных планах). Эта область пересечения и представляет собой область дополнительного образования.
«Российская система дополнительного образования детей формируется на базе внешкольных учреждений. Изменения в политической, социально-экономической, культурной жизни России последних десятилетий определили направления трансформации развития национальной школы. По общему признанию, не только приоритеты, содержание, технологии и технические возможности имеют значение в реформировании школы, но и дополнительное образование во внешкольных учреждениях«, — читаем мы в главе.
В заключении главы авторы делают вывод, что для российской системы дополнительного образования характерны поисковая активность учреждений дополнительного образования, инновационные процессы, актуализирующие их цели, содержание, формы и методы работы. Дополнительное образование играет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования и не должно рассматриваться как придаток к базовому образованию, поскольку это независимый и самоценный вид образования.
«Дополнительное образование детей в России сегодня – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, — пояснила Роза Алексеевна. — Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой или основной образовательной программы. В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования, поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование в России – это образование целевого выбора».
Основными источниками для написания данной главы стали обзоры и нормативные документы по политике регулирования дополнительного образования в Российской Федерации, а также исследовательские работы по реализации концепции развития дополнительного образования детей.