Результаты исследования были представлены на Международной онлайн-конференции по методологии и технологиям обучения в высших учебных заведениях / HELMeTO 2021 3rd International Workshop on Higher Education Learning Methodologies and Technologies Online, которая прошла 8-9 сентября в Университете г.Пиза (Италия).
На конференции профессором ИПО КФУ Розой Валеевой и доцентами Альбиной Дроздиковой-Зариповой и Ниязом Латыповым был представлен доклад «Мотивация учебной деятельности студентов в условиях пандемии COVID-19: опыт и пути повышения».
«Целью данного исследования стало изучение мотивации учебной деятельности студентов младших курсов в период самоизоляции и разработка эффективных подходов по повышению мотивации учебной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения с использованием платформы Microcoft Teams (на примере КФУ», — пояснила Роза Алексеевна.
Исследование проводилось на базе Казанского университета. Всего в исследовании приняло участие 107 студентов-бакалавров 2 и 3 курсов обучения из Института психологии и образования, Института физики, Института фундаментальной медицины и биологии.
На основании проведенного исследования изучены проблемы организации учебного процесса в дистанционной форме.
«По мнению студентов, дистанционная форма обучения может лишь частично заменить очную форму обучения,— так считают 42,2%. К позитивным моментам дистанционного формата обучения отнесены — независимость от местоположения (85%), комфортные условия при проведении занятий (50,4%); к трудностям — большая загруженность (74,8%) и технические проблемы в организации учебного процесса (61,7%). Более 40% испытуемых предполагают, что дистанционная форма проведения занятий негативно скажется на качестве обучения студентов, и они не хотели бы продолжать заниматься в дистанционном формате. При возникавших трудностях в процессе обучения студенты-бакалавры обращались, прежде всего, за помощью к однокурсникам — 69,2%» — поделились ученые.
В числе решений по улучшению организации дистанционного обучения респондентами предлагались различные варианты эффективной организации учебного процесса и поиска альтернативных платформ и технологий обучения.
Обнаружено, что в условиях дистанционного формата учебного процесса у студентов появляются новые цели, намерения, побуждения и мотивы, детерминирующие учебную деятельность студентов. В их числе студенты называют коммуникативные мотивы, профессиональные мотивы и мотивы творческого самовыражения. В основе активности студентов лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. При этом субъективное ощущение «включения» в учебный процесс по дистанционному формату наблюдается лишь в 17% случаев от общего числа.
Учеными выявлены сильные, прямые, высокозначимые корреляционные связи по характеристикам восприятия студентами активности в дистанционном обучении и приложенными для этого необходимых сил, а также между прилагаемыми усилиями и сложностями при обучении в дистантном формате.
Для поддержания и повышения учебной мотивации при организации электронного обучения апробирована технология смешанного обучения (blended learning) с выбором наиболее эффективной модели Flipped Classroom с обязательным проведением виртуальных занятий по расписанию в формате видеоконференции на базе платформы Microcoft Teams. С учетом выявленных доминирующих мотиваторов исследователи разработали различные подходы к содержательной организации процесса.
Справка
Международная конференция HELMeTO 2021 3rd International Workshop on Higher Education Learning Methodologies and Technologies Online ((Международная онлайн -конференция по методологии и технологиям обучения в высших учебных заведениях) — это ежегодная конференция, которая организуется в Италии на базе различных университетов (предыдущие конференции прошли в городах Новедрат и Бари).
Целью конференции является объединение ученых, ведущих исследования в области дистанционного высшего образования, а также технологий и методологии онлайн обучения в мультидисциплинарном контексте. HELMeTO является уникальной платформой для активной дискуссии о перспективах развития онлайн образования в разных предметных областях.
В этом году мероприятие включало в себя два общих трека, один по методологиям и один по технологиям, а также третий трек, озаглавленный «Противодействие вызовам COVID19 в высшем образовании», касающийся опыта различных университетов мира по решению образовательных проблем, вызванных пандемией. Кроме того, были организованы пять специальных треков, посвященных различным вопросам, от достижений цифровых навыков в электронном обучении до вопросов, связанных с современным высшим образованием, от перехода к новым формам смешанного обучения до анализа восприятия студентами онлайн-обучения.