В КФУ откроется свой детский сад для малышей с особенностями развития. И это уже не мечты, в которые верится с трудом, а реальные действия руководства Казанского университета. Сейчас проводится капитальный ремонт здания будущего детского сада по адресу ул. Ибрагимова, 85.
Детский сад станет базовой площадкой обучения будущих педагогов, повышения их квалификации. По словам ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова, основная задача — создать центр, который генерировал бы лучшие в стране практики в сфере дошкольного образования. Акцент будет сделан на работу с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра. Педагоги, психологи и медики будут заниматься социализацией детей и развитием их речи.
— Ильшат Рафкатович инициировал идею о создании на базе КФУ детского сада и получил поддержку руководства республики: президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов рассмотрел возможность реализации данного проекта и рекомендовал оказать помощь и содействие в его реализации, — прокомментировал директор Института психологии и образования Айдар Минимансурович Калимуллин.
Интерес к дошкольному образованию у ученых университета не случаен: будущее ребенка, его интеллектуальный потенциал формируется именно в дошкольном возрасте, который, к сожалению, зачастую упускается из вида.
— Внимание ученых привлечено к дошкольному возрасту, поскольку именно этот период — от рождения до поступления в школу — является по признанию специалистов всего мира, уникальным. В это время фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка.
Педагогический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у детей в этом возрасте существуют громадные психофизиологические резервы и что в дошкольные годы, при благоприятных условиях жизни и воспитания, интенсивно развиваются различного рода практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться первые нравственные представления, чувства и привычки, вырабатываются черты характера.
Мы начинаем выстраивать образовательный процесс в рамках Казанского университета, имея в основе принцип непрерывного образования: детский сад – предшкола — начальная школа — лицей имени Лобачевского и IT-лицей — поступление в университет, — уточнил Айдар Минимансурович.
В соответствии с текущим проектом детский сад рассчитан на 75 нормотипических детей и на 20 детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
— Набор детей с РАС будет осуществляться совместно с управлением образования г. Казани по направлению городской психолого-медико-педагогической комиссии, – пояснил замдиректора Института психологии и образования Тимирхан Булатович Алишев. – Набор нормотипических детей будет осуществляться в соответствии с очередностью совместно с управлением образования г. Казани, в то же время сотрудники Казанского федерального университета будут иметь свою квоту.
Детский сад КФУ будет функционировать аналогично муниципальным дошкольным образовательным организациям: будет ежемесячная плата, не превышающая стандартную оплату за ребенка в муниципальном детском саду, одновременно будут предлагаться дополнительные платные образовательные услуги, выбор которых останется на усмотрение родителей.
На кафедре дошкольного и начального образования ИПО разработан проект детского сада «Лобаческий-land», который предполагает реализацию авторских программ по образовательным областям, позволяющим максимально дать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие ребенка, уверена заведующая кафедрой, профессор Венера Гильмхановна Закирова.
— Упор мы делаем на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, — пояснила Венера Гильмхановна. – Задачи педагогов университета, сотрудников детского сада — в обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
Все это стало возможным, благодаря наработанным в КФУ методикам в области дошкольного образования и действующим образовательным программам.
— Благодаря новым образовательным программам педагогической магистратуры, реализующимся сейчас в ИПО КФУ, накопленному опыту, мы получаем на выходе педагога, который хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, возможности, использует такие методы и приемы, которые мобилизуют интеллектуальный потенциал дошкольника.
— Важным направлением работы детского сада станет взаимодействие с родителями детей с РАС в формате Лекотеки, а также с родителями нормотипических детей в целях формирования у них общих представлений о грамотном сопровождении детства, – добавил Тимирхан Булатович.
В будущем, полагает Венера Закирова, на базе детсада необходимо создать научно-педагогический центр дошкольного образования для переподготовки и повышения квалификации преподавателей дошкольного образования.
— В детском саду планируется работа множества кружков и секций (гимнастика, танцы, школа этикета, детский театр, шахматы, ментальная арифметика и др.).
Но этот детсад станет ресурсным центром дошкольного образования, аналогов которого в республике нет. Технологии, разрабатываемые учеными КФУ, будут воплощаться в дошкольном образовательном учреждении, где также появится возможность наращивания методического материала и его дальнейшее тиражирование во всех дошкольных учреждениях республики.
Создаваемый детский сад уже признан федеральной инновационной площадкой по теме «Разработка и реализация адаптивной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра». Данный статус дает возможность использовать широкий спектр передовых методик и технологий, направленных на когнитивное, социальное и психофизиологическое развитие ребенка.
Работа детского сада встраивается в проект КФУ – «экосистема детства», который предполагает учет комплекса возрастных, психологических и иных особенностей детей, индивидуализации образовательного процесса.
Руководство Казанского университета прилагает все усилия для возможности открытия детского сада к началу следующего нового учебного года, чтобы сотрудники университета смогли про своего дошкольника сказать: «Мой ребенок уже в КФУ».