Статья ученых ИПО КФУ вышла в научном журнале второго квартиля

В современных условиях модернизации отечественного образования приобретает особое значение рефлексия учителя: без рефлексивного взгляда на себя, на свою деятельность и ее эффективность учитель не может развиваться лично, выявлять и осмысливать причины своих успехов и неудач.

В одном из последних выпусков научного журнала второго квартиля (Q2) European Journal of Contemporary Education  опубликованы результаты исследования, демонстрирующие основные трудности рефлексивной деятельности учителей с различным педагогическим стажем работы. Авторами статьи выступил коллектив ученых Института психологии и образования Казанского университета и Глазовского государственного педагогического института.

Авторы статьи: Гульнара Биктагирова, Роза Валеева (КФУ) и Роман Наговицын (Глазовский пединститут) —  провели экспериментальное исследование рефлексивных трудностей молодых учителей и учителей со стажем работы более 5 лет, выявили основные трудности для учителей с разным уровнем педагогического опыта и дали рекомендации по их устранению. В основу опубликованной ими статьи Reflexive Teacher: Main Difficulties of the Reflexive Activity of Teachers with Various Pedagogical Work Experience / «Рефлексивный педагог: основные трудности рефлексивной деятельности учителей с разным стажем педагогической работы» и вошли результаты проведенного ими исследования.

— Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления позиции учителя в их профессиональной деятельности, проявления его рефлексивной активности, — поясняют авторы. — Особое отношение учителя к собственной деятельности, когда само содержание этой деятельности является для учителя объектом анализа, рефлексии и оценки, характеризует рефлексивного учителя. Важно, чтобы все учителя занимали одинаковую позицию.

Исследование проводилось на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования  КФУ в три этапа.

На первом этапе проводился анализ отечественных и зарубежных психологических исследований.

На втором этапе (март 2019 – март 2020) проводились исследования рефлексивных трудностей учителей с разным стажем работы. Диагностика уровня затруднение рефлексивной деятельности проводилось с помощью авторской тестовой анкеты «Мои рефлексивные трудности», разработанной Г.Биктагировой.

На третьем этапе (март – июль 2020)  проводился сравнительный анализ, обобщение и систематизация полученных данных.

Из-за высокой профессиональной загруженности учителей и условий эксперимента, согласно которым опрос проводился абсолютно на добровольной основе, только 34% всех слушателей курсов Центра приняли участие в эксперименте, длившимся в течение года.

Всего в исследовании приняли участие  347 учителей Республики Татарстан и Поволжья: из них — 122 начинающих учителя со стажем менее 5 лет и 225 преподавателей со стажем работы более 5 лет.

— Для сравнения мы выбрали две выборки участников исследования с разным количеством лет работы в школе. Меньшее количество учителей с небольшим стажем работы связано с нехваткой молодых специалистов в образовательных учреждениях.  Тем не менее, при анализе анкет было выявлено, что правильность заполнения анкет и готовность ко всем шести компонентам рефлексивной деятельности у них составила  97%, а во второй выборке всего 59%.

Исследование показало необходимость выявления рефлексивных затруднений и формирования рефлексивных навыков.

— Осознание необходимости рефлексивной деятельности в практическом осмыслении вырабатывается установкой для постоянного самоанализа, оценивания и самооценки, а также анализа полученных результатов. Таким образом формируется рефлексивный учитель, — поясняют авторы статьи.

У опытных учителей рефлексивные трудности связаны с преодолением нововведения. Им также трудно усвоить теоретические знания, основы педагогической деятельности и умение их применять. Молодые учителя испытывают трудности с необходимостью рефлексивной деятельности. При этом они быстрее осваивают инновации, но для них характерными сложными ситуациями являются вхождение в профессиональную среду, принятие норм, ценностей, традиций педагогического коллектива.

Авторы статьи уверены, что результаты проведенного ими исследования будут полезны педагогам, преподавателям вузов, исследователям при обучении рефлексивной деятельности.