Разработка, апробация и внедрение комплекса междисциплинарных технологий и платформенных решений, направленных на персонализацию развития, повышение эффективности языкового обучения и учет особых образовательных потребностей

  • Русский

 

В настоящее время в Казанском федеральном университете реализуется ряд инициативных проектов, направленных на персонализацию образовательного маршрута обучающихся с учетом их индивидуальных потребностей:

  • в Институте геологии и нефтегазовых технологий с 2015 года на каждом из направлений подготовки формируется по одной группе обучающихся для развития научно-исследовательского трека (дополнительные занятия по физике и математике, двукратный отбор);
  • в Институте управления, экономики и финансов с 2018 года реализуется проект по отбору на основе комплексной диагностики студентов-первокурсников в группы с повышенной академической нагрузкой для обеспечения им дополнительных возможностей для саморазвития, не предусмотренных стандартной образовательной программой (количество участников проекта – 220 студентов). В 2019 году проект получил поддержку со стороны Казанского открытого университета талантов 2.0. в части разработки инструментария для измерения и оценки функциональной грамотности студентов (навыки критического анализа текстовой информации) и поддержки тьюторства;
  • в Институте управления, экономики и финансов с 2018 года внедряется одна из практик организации образовательного процесса, которая давно и успешно используется в ряде ведущих мировых и российских вузов – система Major/Minor как способ индивидуализации образовательного процесса и выстраивания уникального профиля компетенций выпускников. Эта система внедрена по двум направлениям подготовки и 16 образовательным программам, в рамках которых разработаны 17 майноров, включающих более 50 дисциплин по выбору, охват обучающихся – 1300+;
  • в Институте международных отношений с 2017 года ежегодно производится отбор в группы с усиленной языковой подготовкой (охват – 250 человек);
  • в Институте информационных технологий и интеллектуальных систем с 2014 года более 1 000 обучающихся получили возможность самостоятельно выбирать проектные лаборатории;
  • в Центре развития компетенций «UNIVERSUM» Института международных отношений открыто 87 программ дополнительного образования и разработана концепция навигатора персонализированной траектории обучения с учётом конкретного направления обучения.

В 2020 году Институтом передовых образовательных технологий КФУ начата работа по созданию информационно-аналитической системы «Траектория академической успеваемости студентов КФУ» на основе использования методов машинного обучения. Сейчас в ИАС действуют в пилотном режиме: 1) блок дескриптивной аналитики, 2) блок прогнозной аналитики на основе нейронной сети. Количество верно спрогнозированных случаев досрочного выбытия студентов из университета по причине академической неуспеваемости – 82%; охват прогнозом ИАС – 78% студентов-бакалавров КФУ.

Ведется активная научно-исследовательская работа, поддержанная грантами РНФ/РФФИ, в направлении изучения пререквизитов вовлеченности субъектов учебной деятельности в цифровой образовательной среде и социальных сетях. Реализуются междисциплинарные гранты «Нейросетевая психометрическая модель когнитивно-поведенческих предикторов жизненной активности личности на базе социальных сетей», «Психологическая модель вовлеченности субъектов учебной деятельности на основе нейросетевого анализа в цифровой образовательной среде».

В рамках реализации программ общего образования в лицее имени Н.И. Лобачевского и СУНЦ ИТ-лицей Казанского федерального университета обеспечивается вариативность в старшей ступени. При этом на развитие одаренности как образовательной технологии нацелена деятельность по подготовке педагогических кадров, готовых работать с одаренными детьми. Реализуется магистерская программа «Психология инновационного образования и развития детской одаренности», направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (выпуск: 10-15 специалистов ежегодно), открыта программа ДПО по подготовке к работе с лингвистически одаренными учащимися (английский язык); реализуются дисциплины: «Организация работы с одаренными учащимися», «Подготовка педагогических работников к работе с различными категориями обучающихся», «Мониторинг в системе управления иноязычным образованием (ОГЭ, ГИА,  ЕГЭ)», «Опытно-экспериментальная работа в системе языкового образования»; разработана и апробируется технология компетентностного аудита системы языкового образования в РТ (по уровням), реализуется сетевой проект «Научное взаимодействие федеральных университетов по прикладной лингвистике и педагогике профессионального образования в контексте цифровизации».

В рамках деятельности КФУ по сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями на базе Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины КФУ создан Центр патологии речи, в котором осуществляется внедрение разработанных и апробированных технологий, методик и абилитационных материалов. В сентябре приступает к работе Детский сад для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) «Мы вместе». В настоящее время оказана абилитационная помощь более чем 1 500 детей дошкольного и школьного возраста (ЗПР, алалия, РАС, дисграфия, дислексия, эпилепсия).

В части лингвистического образования ежегодно реализуются образовательные и языковые проекты в рамках Государственной программы Республики Татарстан «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2022 годы»; разработана концепция цифровизации билингвального и полилингвального образования детей дошкольного возраста; создана библиотека ранжированных текстов на русском языке из 8 млн слов, разработан и размещен на сайте КФУ цифровой анализатор текста (RuLingva), осуществляющий оценку образовательных ресурсов на соответствие лингвистическим способностям целевой аудитории по 39 параметрам; созданы лексико-грамматические минимумы, кодификаторы и спецификации и комплекты контрольно-измерительных материалов по татарскому языку для уровней А1, А2, В1, В2, С1 в соответствии с международными стандартами, установленными общеевропейской шкалой языковой компетенций (CEFR); разработана Концепция преподавания татарского языка и литературы в общеобразовательных организациях.

В данном проекте индивидуализация и персонализация обучения рассматриваются как принципы и технологии повышения эффективности обучения для различных категорий детей, молодежи и взрослого населения. Планируется, что к 2030 году технологии, разработанные в университете, позволят ежегодно обеспечивать проектирование не менее 70 000 индивидуальных образовательных траекторий с учетом индивидуальных психофизических и личностных особенностей обучающихся.

В рамках стратегического проекта будут реализованы следующие направления:

Направление 1. «Развитие персонализированного обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования с учетом компетентностного профиля обучающихся по востребованным регионом образовательным программам».

В рамках направления буду достигнуты следующие значимые результаты:

  • Реализована на практике модель кастомизации образовательных программ, в т.ч. посредством онлайн-курсов, и ее платформенное решение для формирования и развития человеческого потенциала;
  • Обеспечена цифровая трансформация управления образовательным процессом на основе данных с использованием рекомендательных сервисов ИАС «Траектория академической успеваемости студентов»;
  • Внедрена в образовательную практику КФУ модель проектирования основной и индивидуальной образовательных программ по результатам апробации системы КомПас и ее платформенного решения;
  • Обеспечен устойчивый рост количества обучающихся, трудоустроенных в компании региона посредством региональной платформы онлайн-рекрутинга и стажировок.

Направление 2. «Нейрокогнитивное и организационно-методическое обеспечение персонализации образования обучающихся с особыми возможностями здоровья на уровне дошкольного и школьного образования».

В рамках направления буду достигнуты следующие значимые результаты.

Буду разработаны и внедрены инновационные валидные авторские методики и технологии абилитационно-образовательной поддержки обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ОНР, РАС, дислексия, дисграфия) на базе нейрокогнитивых исследований и их внедрение в Центре патологии речи и в Детском саду «Мы вместе»:

  • кроссплатформенная онлайн-система мониторинга данных детей с РАС, позволяющая повысить успешность социализации ребенка с РАС, информированность родителей о достижениях ребенка; разработать авторские образовательные и медицинские технологии сопровождения детей с РАС;
  • стандартизация и внедрение в практику международного инструмента по оценке речи у детей Batteria per la Valutazione del Linguaggio in bambini dai 4 ai 12 anni среди детей с нормативным развитием под руководством автора батареи Андреа Марини (Университет Удине) на русском и татарском языках;
  • широкое внедрение инструментария для отслеживания изменений в когнитивном и речевом статусе детей и подростков с эпилепсией от 4 до 18 лет, получающих терапию противоэпилептическими средствами, на русском и татарском языках;
  • лингвистически валидные абилитационные материалы для работы с детьми в зависимости от типа патологии и др.

Будет создан Международный центр диагностики и коррекции аутизма, имеющий в структуре Детский сад КФУ для детей с РАС (50 детей с РАС), Центр сопровождения семьи (более 70 семей детей с РАС), Консультативно-диагностический центр изучения аутизма (ежегодное обследование более 120 детей с РАС, консультативно-диагностические услуги более 500 детей с РАС, систематизация клинических диагнозов у детей с РАС в РТ) с целью трансляции новейших методов сопровождения детей с РАС с доказанной эффективностью, методов дифференциальной диагностики и терапии коморбидных расстройств в научно-образовательное пространство России и мира.

Будут разработаны и начнется реализация программ основного и дополнительного профессионального образования по сопровождению детей с РАС, нейропсихологии и логопедии:

  • будет обеспечено ежегодное повышение квалификации специалистов образовательных и медицинских организаций по разработанной программе «Комплексное сопровождение детей с РАС» (ежегодно более 50 человек);
  • будет реализована магистерская программа по сопровождению детей с РАС;
  • будет реализовано высшее и дополнительное профессиональное образование по логопедии и нейропсихологии.

Будет создана система подготовки переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков).

Таким образом, будет сформирована университетская ресурсная платформа для исследований проблем улучшения качества жизни людей с ОВЗ, обеспечения специалистов методиками инклюзивного образования в рамках реализации стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан 2030 на основе адаптации и развития лучшего международного опыта.

Направление 3. «Психолого-педагогическое и организационно-методическое обеспечение персонализации обучения одаренных в системе школьного образования».

В рамках направления будут достигнуты следующие значимые результаты:

  • будет апробирован в комплекс психолого-педагогических и организационно-методических технологий (КППиОМТ) развития одаренности (в том числе лингвистической) в условиях инновационного образования (в том числе языкового);
  • обеспечен охват консультированием и психокоррекционной работой одаренных обучающихся, их семей и субъектов образовательного процесса;
  • обеспечена реализация индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся с целью реализации их собственной образовательной и личностной траектории развития на основе тестирования одаренности в различных областях, обучающихся с применением КППиОМТ;
  • реализован пул образовательных программ (в том числе программ повышения квалификации для учителей, заместителей директоров ОО), нацеленных на формирование профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных детей;
  • сформирована действующая международная цифровая экспертная площадка по продвижению лучших практик по выявлению лингвистической одаренности.

Направление 4. «Разработка, апробация и внедрение на уровне региона для дальнейшего тиражирования на уровень Российской Федерации комплекса цифровых технологий и средств языкового обучения».

В рамках направления будут достигнуты следующие значимые результаты:

  • будет создан пакет тестов для выявления уровня владения татарским языком и языковой сертификации по татарскому языку;
  • планируется разработка системы мультилингвального дошкольного образования, включающей мобильное приложение по развитию речи детей-мультилингвов (русский, татарский, английский, немецкий, испанский языки), учебно-методические пособия с рекомендованными сценариями (программами) билингвального (мультилингвального) обучения детей 3-8 лет, онлайн-курс повышения квалификации для педагогов и родителей детей-билингвов (мультилингвов), направленный на грамотное внедрение цифровых технологий в программы развития детей и т.п.;
  • будет разработана единая татароязычная учебная электронная библиотека, электронная библиотека татарской литературы и её переводов на другие языки;
  • будет создан татарский индекс научного цитирования (ТИНЦ) – национальной библиографической базы данных научного цитирования (аналога РИНЦ);
  • будет разработан учебный корпус ранжированных текстов на русском, татарском и английском языках (40 млн слов);
  • планируется разработка цифрового анализатора текста на русском языке (RuLingva), осуществляющего оценку образовательных ресурсов на соответствие (а) языковой норме, (б) когнитивным и (в) лингвистическим способностям целевой аудитории (200 параметров);
  • планируется разработка цифрового анализатора текста на татарском языке (TatLingva), осуществляющего оценку образовательных ресурсов на соответствие (а) языковой норме, (б) когнитивным и (в) лингвистическим способностям целевой аудитории (30 параметров);
  • планируется разработка автоматического экзаменатора письменных работ студентов на русском и татарском языках;
  • планируется разработка киберредактора, функционирующего на основе типологии образовательных ресурсов (150 предметных лексических минимумов и 7 семантических словарей (200 тыс. слов) и осуществляющего оптимизацию (редактирование и адаптацию — упрощение, усложнение) учебных текстов для соответствующей аудитории (REdru, REdtat);
  • планируется разработка технологии индивидуализации подбора цифровых образовательных ресурсов для 14 возрастных, 10 предметных категорий и 3 уровней (базовый, стандартный, продвинутый) пользователей (iSTARTru, iSTARTtat).

Направление 5. Разработка, апробация и внедрение комплекса методик и технологий, направленных на формирование у детей, молодежи и взрослого населения компетенций и навыков работы в сфере креативных индустрий.

Результатом реализации направления должен стать комплекс апробированных методик и технологий, направленных на формирование и развитие креативности у детей и молодежи:

  • офлайн и онлайн образовательные модули, призванные популяризовать научные направления, представленные в КФУ, через творческие активности;
  • междисциплинарные творческо-исследовательские группы из студентов творческих специальностей и студентов естественно-научных и гуманитарных направлений, а также студентов ИТ-сферы для создания интерактивного образовательного продукта для офлайн и онлайн образовательных мероприятий (по компьютерной графике, современного искусству, архитектурной инсталляции, СММ, фотоискусству и искусству перформанса);
  • платформенные решения для проведения онлайн образовательных мероприятий, призванных популяризовать научные направления, представленные в КФУ через наглядные, интерактивные, творческие практики для школьников;
  • разработанные книги и рабочие тетради для знакомства с основами научных направлений, представленных в КФУ, через наглядную и эстетически выразительную подачу (иллюстрированные книги) материала и выполнение творческих заданий (в рабочих тетрадях).

По итогам реализации подпроекта должен быть обеспечен рост доли занятых в сфере креативных индустрий в регионе, а также увеличение на 10 % детей и молодежи в Республике Татарстан реализовавших (самостоятельно или в составе команды) первый творческий проект.