Есть ли место для классической работы учителя в эпоху массовой цифровизации процессов? Этот вопрос стал основным на повестке дня V Международного форума по педагогическому образованию.
Пятый год подряд Институт психологии и образования КФУ на самом высоком уровне проводит для представителей сферы образования и психологии форум, ставший крупнейшим подобным мероприятием во всем мире. В этом году для обсуждения актуальных проблем школьного образования и подготовки учителей, в КФУ собрались педагоги из США, Швеции, Германии, Канады, Китая, Израиля, Уганды, и, конечно, России.
«Для учёных КФУ сегодняшний форум – это, прежде всего, научная площадка, где мы можем изучать передовой отечественный и международный опыт, представлять собственные модели педагогического образования, которые мы успешно развиваем с 2011 года, когда к нашему классическому университету были присоединены два профильных педагогических вуза. В результате сейчас мы входим в число трёх крупнейших центров по подготовке учителей в стране, обучая более 9 тысяч будущих педагогов по 42 программам бакалавриата и 37 программам магистратуры. В дополнение к этому мы ежегодно на своей базе проводим повышение квалификации и осуществляем профессиональную переподготовку более 10 тысяч действующих учителей. Для этого у нас имеется самая современная образовательная инфраструктура», — сказал во время церемонии открытия форума ректор КФУ, академик РАО Ильшат Рафкатович Гафуров.
Такое внимание к педагогике, выделение этой области знания в качестве приоритетного направления развития КФУ, достойное финансирование и правильное целеполагание вывели Институт психологии и образования в мировые лидеры. Отсюда и желание ученых рассказать о результатах своих исследований на форуме в Казани. Так, в качестве спикеров на форуме выступят представители университетов Оксфорда, Дублина и других. Всего же в форуме примут участие 140 ,высших учебных заведений России и 75 зарубежных из более, чем 30 стран. Свыше 600 российских и иностранных ученых обсудят актуальные проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.
«Наши совместные усилия есть кому оценивать и в республике, и в стране. Я бы хотел от имени Правительства Татарстана поприветствовать вас в Казанском университете на этом значимом форуме, посвященном педагогическому образованию. В России с текущего года началась реализация национального проекта «Образование», основная его цель – вхождение страны в число 10 стран с наиболее сильной системой образования», — отметил министр образования и науки РТ Рафис Тимерханович Бурганов.
КФУ является одним из известных научных центров России в области образования и педагогики. Университет имеет уникальную модель подготовки учителей, которая сочетает преимущества классических и педагогических вузов. Здесь имеется возможность в полной мере задействовать в образовательном процессе профильные предметные институты с их преподавательским составом и лучшими лабораторными базами. Но одновременно сохраняется и ценность зарекомендовавшей себя традиционной системы подготовки учителей с ее ориентацией на доскональное овладение методиками преподавания, а также психологическую подготовленность учителей к работе.
В Казанском университете сформирована наиболее полная инфраструктура педагогического образования: от лицеев для одаренных детей до Центра повышения квалификации учителей. А недавно было объявлено и об открытии собственного детского сада. К слову, его сегодня упомянули несколько раз. В нем планируется реализовывать собственные методики по работе с разными группами детей.
Сегодня в рамках педагогического направления в КФУ обучаются 9 000 человек – будущих учителей, работает более 600 преподавателей и учёных, специализирующихся в таких научных областях, как педагогика, педагогическая психология, дефектология, лечебная педагогика и превентивная психология. Ежегодно из стен вуза выпускаются 2 000 человек, из них порядка 500 человек – по программе с татарским языком обучения. В этом году еще 125 человек поступили в КФУ по целевому набору от республики («билингвальные учителя»).
«Это не рядовое событие, это праздник, и я хочу поздравить всех с ним. Приятно видеть, как в классическом университете столь пристальное внимание уделяют педагогическому образованию, и не на остаточном принципе, а в качестве одного из основных приоритетов. Все мы с вами хотим увидеть не только то, что происходит на горизонте, но и заглянуть за него. На площадке Казанского форума как раз и будет обсуждаться наше с вами будущее. Но, несмотря на технологии и все возможности, которые дает нам современность, человек всегда останется творцом будущего. Я надеюсь, мы будем достойны того будущего, которое вместе с вами строим», — сказал в приветственном слове ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Владимирович Лубков.
Программа форума предполагает работу в рамках четырех научных конференций. Их темы предполагают рассмотрение всех аспектов работы учителя — от воспитания до цифровых технологий и интеграции образования в государственные программы развития различных стран. Современное общество все более становится зависимо от уникальных способностей людей, а технологии в этом разрезе принимают форму лишь оболочки и вспомогательного фактора. На эту тенденцию обратили внимание на самом высоком уровне.
«Мир, наконец, начал правильно выстраивать стратегию своего развития. Нет более важных инвестиций, чем инвестиции в образование. Казань становится третьей по значимости площадкой развития педагогического образования в России. Мы понимаем степень ответственности по отношению к новаторству, в истории нашей страны уже были эксперименты с уникальными методиками. Российская академия образования будет разворачивать исследования в области развития детей. Это необходимо не только для фундаментального развития науки, главное тут – информация, которая позволит принимать правильные управленческие решения. И Казанский университет глубоко интегрирован в этот процесс», — заявил президент Российской Академии образования Юрий Петрович Зенченко.
Завершением торжественной церемонии открытия форума стало выступление президента Международной Корчаковской Ассоциации (IKA), доктора Марека Михалака. Воспользовавшись торжественностью момента, после своего выступления, Марек Михалак наградил Международным Орденом Улыбки доктора педагогических наук, заведующего кафедрой психологической антропологии Московского педагогического государственного университета, профессора вице-президента Российского общества Януша Корчака Ирину Дмитриевну Демакову. Орден присуждается выдающимся людям мира – врачам, педагогам, писателям, музыкантам, религиозным деятелям, которые приносят детям радость.
«Долгие годы мы работаем в ассоциации Януша Корчака. Мы приходим сюда добровольно и работаем безвозмездно. Никакое дело нельзя делать в одиночку, его можно делать только при условии наличия множества людей, которые поддерживают. Для меня такой человек – заместитель директора Института психологии и образования КФУ по международной деятельности Роза Алексеевна Валеева. Без нее всего этого не возможно было бы добиться» — заявила рыцарь «Ордена улыбки» Ирина Дмитриевна Демкова.
Став 1508 кавалером ордена, Ирина Дмитриевна задала положительный настрой для последующих пленарных докладов форума.