Сравнительное кросс-культурное исследование Sex Differences in Self-Construal and in Depressive Symptoms: Predictors of Cross-National Variation показало, что мужчины воспринимают себя более замкнутыми, а женщины — более зависимыми от других. При этом не было обнаружено значительных половых различий самооценки.
К такому выводу пришел международный коллектив ученых, чья статья опубликована в журнале Journal of Cross-Cultural Psychology
В авторский коллектив кросс-культурного исследования вошли ученые из 24 стран мира: Великобритании, Саудовской Аравии, Гонконга, Нидерландов, Греции, США, Германии, Бразилии, Пакистана, Малайзии, Австралии, Аргентины, Грузии, Румынии, Армении, Чили, Китая, Турции, Италии, Мехико. Научным руководителем и инициатором исследования выступил профессор социальной психологии Школы психологии Университета Сассекса (Великобритания) Питер Смит. Уже более 40 лет он проводит исследования в области межкультурной социальной психологии.
Российскую сторону представили Казанский федеральный университет и Высшая школа экономики. Среди соавторов — психолог Казанского федерального университета Ольга Лопухова.
В ходе исследования было опрошено 5 320 студентов из 24 стран мира.
— Хорошо известно, что в среднем мужчины и женщины отличаются друг от друга своим самовосприятием, своими ценностями и личностью, а также стереотипами, которые они придерживаются в отношении типичных людей данного пола. Мужчины обычно считают себя более активными, а женщины — более общительными, — говорится в статье. Особое внимание в которой уделено тому, каким образом эти эффекты различаются между культурными группами, что подтверждается различиями в самоконструировании и депрессивных симптомах.
Выяснилось, что женщины находятся в большей депрессии, чем мужчины, особенно в странах с более низкими показателями гендерного равенства.
К тому же исследование представило несколько иную картину половых различий в самооценке среди современных студенческих групп, чем можно было бы предсказать на основе предыдущих исследований половых различий.
— Во всех выборках мы не находим доказательств половых различий в культуре в целом. Вместо этого мы обнаруживаем, что женщины считают себя более взаимозависимыми в условиях низкого гендерного равенства и более независимыми в условиях высокого гендерного равенства.
Было обнаружено, что мужчины воспринимают себя как более замкнутых, в то время как женщины воспринимают себя как более связанных с другими. Никаких существенных половых различий не было обнаружено ни по двум другим параметрам само-конструирования, ни по показателю депрессивных симптомов.
В русской версии целью проведения исследования было определение взаимосвязи проявлений конгруэнтности студентов типу культуры и степени включенности в социальные группы с показателями их психологического благополучия.
— Проблема психологического благополучия личности и факторов, его определяющих, приобретает все большую популярность в отечественных и зарубежных исследованиях в связи с усложнением условий адаптации личности в быстро меняющихся системах ценностей, социальных норм, способов поведения и взаимодействия, — пояснила доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ Ольга Лопухова. — Студенчество представляет собой как раз такую социальную группу, которая, с точки зрения факторов возрастных изменений, смены социальной позиции и ее новизны, подверженности адаптационным и информационным нагрузкам, воздействия социальной неопределенности, подвержена рискам, проявляющимся в психологическом неблагополучии.
Вхождение в социальный статус студента часто сопряжен со сменой социальной системы не только в контексте социальных институтов «школа» — «вуз», но и часто со сменой культурной среды, будь то смена страны при выборе высшего учебного заведения, либо смена города, либо смена среды с «сельской» на «городскую». В любом случае, практически всегда, когда студент поступает вуз и адаптируется в этой новой среде, существует ситуация культурной адаптации или аккультурации личности.
В российском исследовании проверялись гипотезы о том, что проявления психологического благополучия студентов связаны с типом их культурной конгруэнтности: большее благополучие присуще студентам, имеющим среднюю выраженность конгруэнтности культуре.
Выборка составила 488 респондентов, студентов разных вузов Казани, 249 девушек, 239 юношей в возрасте от 18 до 28 лет.
В результате исследования ученым был сделан выводы, что около трети студентов имеют низкий уровень психологического благополучия, характеризующийся выраженностью тяжелого депрессивного состояния и неустойчивой самооценкой, что требует пристального внимания и своевременной психологической поддержки студентов.
Ученым КФУ было установлено, что культурным предиктором субъективного благополучия выступает внутренне непротиворечивое принятие (конгруэнтность) нормативных требований культурной среды. Ощущение собственной культурной неконгруэнтности (неприятие поведенческих норм в культурной среде) выступает предиктором психологического неблагополучия, обуславливая более высокий уровень депрессивного состояния. В качестве предикторов субъективного благополучия выступает также включенность в социальные группы.
Обобщая полученные данные, ученый КФУ пришла к выводу, что существует влияние фактора культурной конгруэнтности на уровень выраженности депрессивного состояния студентов. Но при этом самооценка не зависит от конгруэнтности культурно-нормативной системы.
Это исследование было одобрено Sciences & Technology Cross-Schools Research Ethics Committee (crecscitec@sussex.ac.uk) Университет Сассекса, и его результаты включены в статью.