Изучением ментальных механизмов саморегуляции психических состояний и развития регуляторных способностей учащихся вузов занимаются психологи Института психологии и образования.
С начала пандемии мы убедились, что умение самоорганизоваться и способность к саморегуляции являются одними из ключевых навыков в ситуации неопределенности. Это отчетливо видно на примере того, когда вся система образования была вынуждена в кратчайшие сроки перейти в онлайн, а обучающиеся самостоятельно учились регулировать свою жизнедеятельность, эмоциональное и когнитивное развитие.
Саморегуляция приобретает сегодня особое практическое значение для сохранения психического здоровья и психологического благополучия каждого человека и общества в целом, позволяя людям коренным образом изменить привычный образ жизни и при этом противостоять развитию негативных эмоциональных состояний.
Научными исследованиями и разработками в области саморегуляции уже не один год занимаются на кафедре общей психологии Института психологии и образования. Психологи Казанского университета работают в трех направлениях: исследование состояний как психического явления, исследование взаимосвязей состояний со структурой сознания и, наконец, исследование саморегуляции состояний.
— Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием, — напомнил завкафедрой общей психологии ИПО КФУ Павел Устин. — Держать в руках «руль управления» собственным состоянием – чрезвычайно важный и полезный навык. Многие естественные способы регуляции в обычной жизни мы используем интуитивно. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Саморегуляция может помочь в поиске действенных способов возвращения контроля над своим состоянием и в стрессовых состояниях.
Одним из направлений исследования ученых Института психологии и образования в последние два года стало изучение ментальных механизмов саморегуляции психических состояний студентов первого курса во время обучения: на лекциях, семинарах и на экзаменах.
Группа ученых под руководством профессора Института психологии и образования, автора ряда концепций, связанных с изучением состояния человека как психического явления Александра Прохорова изучала типичные способы и приемы саморегуляции состояний и регуляторных способностей в повседневных и напряженных условиях учебной деятельности. Исследователи устанавливали взаимосвязи между качеством предметной подготовки учащихся, а также регуляторными способностями и состояниями студентов. На основе полученных данных ученые разработали и апробировали методики саморегуляции состояний.
— Нам было интересно узнать, как отличаются и изменяются (и изменяются ли вообще) регуляторные способности студентов первого и последнего курсов за годы учебы в университете. А начали мы с первокурсников: гуманитариев и технарей, — пояснил Александр Октябринович.
В качестве респондентов выступили 162 студента первого курса Института психологии и образования и Института математики и механики Казанского университета. Выборки были сформированы по двум критериям.
— В первую группу вошли студенты-психологи (88 человек), во вторую – студенты-математики (74 человека). Второй критерий отбора – по уровню эффективности саморегуляции. Здесь в первую выборку попали студенты с высоким уровнем эффективности саморегуляции психических состояний, во вторую – с низким.
Исследование осуществлялось в ходе трех основных форм учебной деятельности: лекция, семинар и экзамен. Разработанные учеными КФУ методики апробировались в ходе проведения исследований. Всего использовались 23 уникальные методики с 303 показателями.
В результате исследования были выделены типичные состояния, характерные для лекций, семинаров и экзаменов.
— По мере роста напряженности учебной деятельности возрастает и интенсивность психических состояний волнения, сомнения и огорчения, достигая максимума на экзамене. На лекциях у студентов обеих специальностей наиболее яркими состояниями являются познавательная активность, заинтересованность и вдумчивость.
На семинарах состояния мало отличаются от лекционных занятий, только проявляются ярче.
На экзаменах состояния те же, но еще более интенсивны. К уже имеющимся познавательным состояниям добавляются мотивационно-волевые (веры, надежды) и эмоциональные состояния (волнения, тревоги).
Ученые обнаружили специфику частоты проявления свойств личности в зависимости от формы обучения.
– На лекции наиболее часто актуализируются такие свойства как адекватность, толерантность, осознанность, осмысленность и рефлексивность. У студентов-математиков к ним добавляются серьезность.
На семинаре, помимо отмеченных, наиболее значимыми для процесса регуляции психических состояний выступают: у студентов-психологов – наблюдательность, разумность, тактичность и ассертивность, у математиков – благоразумность и серьезность.
Наибольшие различия в составе регуляторных свойств у студентов различных специальностей наблюдаются в условиях экзамена: студенты-психологи чаще всего демонстрируют ответственность, серьезность, тактичность, самокритичность. Математики, в свою очередь, указывают на адекватность, вдумчивость, дисциплинированность, осознанность и самокритичность. Кроме того, на экзамене студентам-психологам свойственно проявлять настойчивость и лидерские качества, а у математиков наоборот, лидерство является минимально выраженным свойством.
Исследования способов саморегуляции психических состояний в ходе учебной деятельности у студентов обоих специальностей показали, что во всех трех формах учебной деятельности студенты чаще всего прибегают к таким способам регуляции,с как самоанализ (уход в себя), самоконтроль, использование логики, позитивный настрой и высокая поисковая активность.
— На экзамене студенты обеих групп используют самоуспокоение, повышение собственной мотивации, дыхательные упражнения, контроль движений, речи. Математики добавляют себе в арсенал саморегуляции такой способ как размышления/рассуждения.
При этом, отмечает профессор, студенты с высокой эффективностью саморегуляции чаще применяют широкий набор регуляторных средств.
— Установлено, что студенты с высокой эффективностью гораздо чаще применяют широкий набор способов и приемов. На экзамене они используют положительные образы и воспоминания, собственное мотивирование и использование логики. Кроме того, высокоэффективные респонденты значимо чаще используют самоконтроль, лучше регулирует темп движений и речи в ходе сдачи экзамена.
Студенты с низкой эффективностью значительно чаще используют неконструктивные формы регуляции, такие как пассивная разрядка, дискретное общение (избегание контактов) и самоуспокоение. Эти способы саморегуляции отличает общая пассивность поведения и действий, нежелание человека решать проблему.
Психологи сделали вывод, что эффективность саморегуляции психических состояний студентов достоверно влияет на продуктивность сдачи семестрового экзамена. Эта закономерность характерна для обеих выборок респондентов, как для студентов-математиков, так и для студентов-психологов.
— Студенты с высоким уровнем саморегуляции получают на экзамене оценку выше, чем студенты с низким уровнем саморегуляции. То есть продуктивность сдачи экзамена, как показатель качества предметной подготовки, напрямую связана с эффективностью саморегуляции психических состояний студентов. И это подтвердили выборки и студентов-математиков, и студентов-психологов.
Ученые резюмировали, что исходное предположение о наличии взаимосвязи между выбором эффективных способов саморегуляции состояний, проявлением устойчивых регуляторных свойств личности, выраженностью продуктивных психических состояний с высокой эффективностью саморегуляции психических состояний студентов в ходе экзамена абсолютно верно. Проведенное исследование не имеет аналогов в отечественной и зарубежной исследовательской практике.