Психологи КФУ пояснили, как влияет опыт человека на его психическое состояние

В ИПО провели исследование субъективного опыта психических состояний для прогнозирования жизнедеятельности.

Ежечасно, ежеминутно каждый человек проживает определенное психическое состояние. Именно оно характеризует особенности психики человека в определенный промежуток времени:  определяет интенсивность проявления личностных свойств, реакцию на ситуацию, регулирует поведение. Повторяясь часто, психическое состояние может стать свойством личности. К тому же, эмоциональная реакция на настоящее событие обусловлена предшествующим субъективным опытом.  Так, например, дети-сироты, не имеющие опыта жизни в семье, проявляют негативные психические состояния, которые носят устойчивый характер, закрепляясь в структурах опыта.

Изучить структуру и содержание субъективного опыта психических состояний, чтобы лучше прогнозировать нормальную повседневную деятельность и отдых человека, взялись психологи Института психологии и образования КФУ. Доцент кафедры психологии и педагогики специального образования  ИПО КФУ Лира Артищева поделилась с журналистом результатами проведенного исследования.

— Что дает нам прогнозирование психических состояний? Это, прежде всего,  возможность выстраивать взаимоотношения с другими людьми, оказывать влияние на деятельность, балансировать свои текущие состояния и действия. Наше исследование позволяет выстраивать модели регуляции и саморегуляции состояний и поведения лиц разного возраста, социальных условий и физических возможностей, в учебной и профессиональной деятельности, — пояснила Лира Владимировна.

Чтобы решить поставленную перед собой задачу, ученые ИПО провели ряд исследований, целью которых было определить структуру субъективного опыта психических состояний, определить специфику трансформаций опыта в связи с новыми переживаниями, связанными с определенными событиями, что в конечном итоге позволило бы выявить компоненты, влияющие на прогнозирование деятельности.

Проведя исследование, исполнители гранта заметили, что опыт имеет общие содержательные компоненты.

—  Прошлые реакции, события, ситуации, состояния хранятся в памяти человека, составляя содержание субъективного опыта, благодаря чему человек в любой момент может идентифицировать свое нынешнее состояние, а также распознать состояние другого.

Субъективный опыт психических состояний всех групп испытуемых содержит компоненты, раскрывающие эмоционально-чувственную сферу, оценочные суждения, события, вызвавшие эти состояния, деятельность и поступки, сопровождавшие переживания.

— Благодаря знаниям о психических состояниях, об эмоциях, узнаванию и идентификации состояний испытуемые выстраивают свое социальное взаимодействие с окружающими, устанавливают личные контакты и могут успешно прогнозировать свою деятельность.

Также во всех группах испытуемых в субъективном опыте состояний отражены мечты, желания, ожидания, описания мест и условий протекания психических состояний или событий, связанных с данными состояниями.

— Подростки часто связывают свои переживания с отношением с родственниками, со значимыми другими людьми. Важно отметить, что в их опыте содержится и описание мыслительных процессов, размышлений, рефлексия. Интересен тот факт, что ценности содержатся только в субъективном опыте психических состояний подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации. При описании состояний гнева, утомления, грусти, безразличия они также не использовали описания управления своим переживанием, как делали другие подростки.

Ученые отметили, что одни и те же ситуации могут вызвать различные переживания у разных людей, однако, одно и то же психическое состояние может быть вызвано различными событиями.

— События, связанные с близкими людьми, родственниками и с учебой, в каждой группе детерминируют различные переживания. Учеба – потому что в юношеском возрасте она еще занимает большой отрезок их жизни, а родственники – это ближайшее окружение, взаимодействие с которым для подростков особенно значимо.

Выделенные показатели субъективного опыта психических состояний детерминируют прогностические процессы, то есть являются пусковым механизмом в прогнозировании поведения, психических состояний и ситуаций. Прогнозирование происходит с опорой на субъективный опыт психических состояний, а именно на определенные компоненты опыта, отражающие содержание и интенсивность.

В результате исследования были выявлены структурные компоненты, являющиеся пусковым механизмом в прогнозировании поведения, психических состояний и ситуаций.

— Например, уровень тревожности может сопровождать успешность прогностических стратегий. Но в одних случаях повышенная тревожность улучшает качество прогнозирования, а в других случаях, напротив, ухудшает. Это связано с социальными условиями жизнедеятельности детей и их возможностями здоровья.

В опыте психических состояний содержатся не только внутренние индикаторы состояний человека, но и события, которые вызывают данное состояние, что в совокупности определяет содержание субъективного опыта психических состояний.

— Мы можем говорить о том, что субъективный опыт состояний имеет своеобразие в зависимости от ряда факторов, также он встраивается в процесс прогнозирования индивидуально в каждом отдельно взятом случае.

Исследование «Субъективный опыт психических состояний в ситуации прогнозирования жизнедеятельности» было поддержано грантом  РФФИ.